Рамки поставленной темы оказались слишком узкими для участников круглого стола «Рынок грузовых автомобилей — худшее позади?». Эксперты не ограничились обсуждением проблемы обновления автопарка, а подняли вопросы повышения эффективности бизнеса транспортных компаний.
Мероприятие было организовано Сибирской ассоциацией автомобильных перевозчиков (СААП) и Новосибирским государственным университетом экономики и управления (НГУЭУ). Открыл круглый стол президент СААП Вячеслав Трунаев. Он рассказал о резком сокращении спроса на грузовики и напомнил, что транспортные компании, как малый бизнес, ждут соответствующих преференций от властей. «Но главное — это просто нам не мешать, не ставить нам палки в колеса в виде квазиналогов, требований о замене тахографов», — подчеркнул президент СААП.
О том, что в продажах грузовиков в последние годы образовалась «яма» говорил и руководитель отдела продаж услуг сервиса и запасных частей компании «СибТракСкан» (официальный дилер Scania) Виталий Кислица. Он напомнил, что в 2014 г. по сравнению с 2013 г. продажи грузовиков сократились на 70-75%.
Впрочем, по его словам, последние данные статистики показывают рост продаж тяжелых грузовиков по стране в целом. Виталий Кислица достаточно оптимистично смотрит на перспективы продаж «СибТракСкана»: «В этом году рассчитываем продать в Новосибирской области около 150 магистральных тягачей. По сравнению с 2015 г. рост на 50%».
На его взгляд, одним из драйверов роста продаж стал trade-in (схема, когда при покупке нового автомобиля в зачет идет стоимость подержанной машины покупателя). «Это именно та схема продаж, которая необходима в нынешней ситуации», — считает Виталий Кислица. По его словам, для покупателей по trade-in «СибТракСкан» оказывает целый комплекс дополнительных услуг (финансирование покупки, КАСКО, обучение водителей, техническое обслуживание автомобиля).
Еще более оптимистично смотрит на ситуацию на рынке Александр Проскурин, генеральный директор ГК Nova-Truck (один из крупных игроков рынка подержанных автомобилей в России). По его наблюдениям, ситуация в перевозках сдвинулась в лучшую сторону, подержанные грузовики не старше трех лет вообще в большом дефиците — спрос больше, чем предложение. «Многие наши клиенты сейчас не просто обновляют, а активно расширяют парк грузовиков», — отметил он.
Проскурин критически отнесся к намерениям перевозчиков добиваться господдержки в деле обновлении автопарка. Ему показались необоснованными жалобы перевозчиков на то, что государство ухудшает условий ведения бизнеса (введен такой квазиналог как система «Платон», по требованию минтранса компании вынуждены заменить тахографы, а это огромные, для многих перевозчиков непосильные расходы).
По его мнению, перевозчикам надо сосредоточить усилия не на получение господдержки, а на повышение эффективности своих бизнес-процессов. «Я работал в транспортных компаниях в Германии. У них рентабельность 3-4%. Нашим компаниям тоже надо учиться работать с низкой маржинальностью», — считает Александр Проскурин.
Руководители транспортных компаний со своей стороны постарались объяснить коллеге со смежного рынка, что ситуация не так проста, как может показаться стороннему наблюдателю.
«Конечно, необходимо работать над эффективностью, но хочу обратить ваше внимание, что перевозчики находятся в неравных условиях», — ответил коммерческий директор компании «Сибирский экспедитор» Дмитрий Минор. Он привел в пример уплату НДС. Одни перевозчики платят этот налог, другие – нет, а это сказывается на себестоимости перевозок. По его мнению, законодатель должен установить одинаковые правила игры для всех.
Другой пример того, как неравенство условий хозяйствования влияет на себестоимость перевозок, привел председатель правления СААП Алексей Лядусов. Он напомнил, что государство ужесточает контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей. Мелкие компании найдут способы ускользнуть от этого контроля: будут использовать вторые карточки водителя, будут «договариваться» с контролерами. Крупные компании не могут себе позволить незаконные действия, они будут вынуждены соблюдать установленные правила, останавливать машины для длительного еженедельного отдыха водителей. По подсчетам Алексея Лядусова, жесткий контроль за использованием тахографов приведет к увеличению себестоимости перевозок на 30% (с 30 до 40 руб. на километр пути).
«Конечно, сейчас для перевозчиков наиболее эффективным стало использование подержанных машин. Мы это уже проходили – так было в середине 2000-х. Но это неправильно, все-таки лучше, когда по дорогам едет новая исправная техника», — отметил председатель правления СААП.
А сейчас доля новой техники на дорогах невелика. Более 70 % грузового автотранспорта в стране имеет срок эксплуатации свыше 10 лет, около 50 % — больше 15 лет, сообщил, сославшись на исследование журнала «Автомир», заведующий кафедрой корпоративного управления и финансов НГУЭУ Михаил Алексеев.
За год в России обновляется всего 1,5 % парка грузовиков. Такими темпами на полное обновление парка понадобится 55 лет, подсчитал Михаил Алексеев. К сообщениям о начавшемся сейчас росте рынка грузовиков он также внес существенную корректировку: рост зафиксирован лишь в сегменте тяжелых грузовиков, в целом же, с учетом малотоннажных машин, продажи по-прежнему падают.
Ученый также напомнил участникам круглого стола о таком важном факторе, от которого зависит эффективность бизнеса перевозчиков — плотность сети автомобильных дорог. В Сибири она намного ниже, чем в европейской части России. Соответственно, в европейской части страны перевозчикам проще зарабатывать — они выполняют заказы при меньшем пробеге автомобилей. И увеличение спроса на грузовики, зафиксированное статистикой, вероятно, произошло именно по ту сторону Урала. Михаил Алексеев считает, что сибирским перевозчикам стоит задуматься о консолидации бизнеса с компаниями из европейской части России.
Детали
Количество ДТП по вине водителей грузовиков снизилось
В Новосибирской области с января по июль 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. количество ДТП, произошедших по вине водителей грузовиков, снизилось на 24%. Всего за семь месяцев 2016 г. на территории Новосибирской области произошло 1406 ДТП, 159 человек в них погибло, 165 ранено. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года снижение получилось по количеству ДТП — 9,6 %, погибших — 19,8 %, пострадавших — 9,1 %, сообщил в ходе круглого стола старший инспектор по особым поручениям УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Алексей Иволга.
Он также рассказал о количестве зарегистрированных в регионе транспортных средств. За 2015 г. количество зарегистрированных грузовых транспортных средств в регионе снизилось на 3 тыс. единиц за счет автомобилей, возраст которых превышает 15 лет. При этом, грузового транспорта до 3,5 тонн стало больше на 3 тыс., от 3,5 до 12 тонн — уменьшилось на 3 тыс. Количество техники свыше 12 тонн стабильно.