Как выяснил «Коммерсантъ», подрядчиками «Платона», проекта по сбору платежей с тяжелых грузовиков за проезд по федеральным трассам, стали компании, связанные с совладельцами оператора системы «РТ-Инвест Транспортные системы» — бизнесменом Игорем Ротенбергом и «Ростехом». Так, инженерно-технологический центр «Сканэкс» мог заработать несколько десятков миллионов рублей за подготовку карты российских дорог. А близкая «Ростеху» компания «Центрсвязьинформ» получила заказ на производство бортовых устройств стоимостью более 1 млрд руб.
О том, что «Сканэкс» является подрядчиком по картографии ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), «Ъ» рассказал гендиректор РТИТС Александр Советников. РТИТС в октябре заключила с Росавтодором концессионное соглашение по созданию государственной системы сбора платы с грузовиков тяжелее 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Запуск системы, называющейся «Платон», состоялся в воскресенье, 15 ноября.
«У «Сканэкса» есть небольшой контракт, они нам помогали в картографии. На стадии создания мы перепроверяли и переснимали все 50 тыс. км дорог»,— сообщил господин Советников. Председатель совета директоров «Сканэкса» Василий Барашков подтвердил «Ъ», что компания вела с РТИТС переговоры о работах для системы «Платон», а также участвовала в тендере. Объем контракта РТИТС и «Сканэкса», по его словам, составил «несколько десятков миллионов рублей».
Общий объем инвестиций в систему «Платон» в течение 13 лет должен превысить 29 млрд руб. Эта сумма складывается из кредитной линии Газпромбанка более чем на 27 млрд руб., а также взноса совладельцев РТИТС в размере 2 млрд руб., говорит Александр Советников. Расходы на «Платон» он не раскрывает, но рассчитывает, что система окупится через пять-шесть лет.
Согласно «СПАРК-Интерфакс», ООО РТИТС принадлежит Игорю Ротенбергу и ООО «РТ-Инвест», совладельцами которого являются ООО «Царицын Капитал» (контролируется Андреем Шипеловым) и «Ростех». Игорю Ротенбергу также принадлежит 25% ООО «ГК «Сканэкс»», владеющего одноименным инженерно-технологическим центром. «Сканэкс» закупает спутниковые данные дистанционного зондирования Земли, на основе которых создает геоинформационные продукты. В 2014 году «Сканэкс» заключил 13 госконтрактов на общую сумму 83 млн руб., в 2015 году — 14 соглашений на 112 млн руб.
На вопрос «Ъ», участвовал ли Игорь Ротенберг в процессе договоренностей между РТИТС и «Сканэксом», его представитель Ольга Антонова ответила, что этот контракт относится к компетенции менеджмента. «Сканэкс» — «крупный и заслуженный игрок» на рынке геоинформационных услуг, но далеко не единственный, отмечает основатель Dauria Aerospace Михаил Кокорич. Работы по составлению карты автодорог России могли бы выполнить, к примеру, «Совзонд», «Дата Ист», а также ряд более мелких игроков, добавляет он.
Наиболее крупный подрядчик РТИТС — «МегаФон» (один из его акционеров — «Ростех»). Оператор и компания заключили 12-летний контракт на предоставление услуг связи объемом 10 млрд руб., а также договор на поставку 2 млн SIM-карт для бортовых устройств. Общую сумму соглашения Александр Советников не раскрывает. Бортовые устройства для РТИТС производит АО «Центрсвязьинформ», компания, по его словам, «близкая» к «Ростеху». Согласно ЕГРЮЛ, 100% «Центрсвязьинформа» принадлежит Андрею Ризныку. В 2010 году господин Ризнык входил в экспертный совет при комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи и, в частности, предлагал МТС, «МегаФону», «Вымпелкому», «Транстелекому» и «Связьинвесту» (сейчас это «Ростелеком») создать отечественную альтернативу Skype. Сами операторы тогда предлагали государству ограничить использование сервиса в РФ. В октябре 2014 года господин Ризнык назначен гендиректором концерна «Системы управления», входящего в Объединенную приборостроительную корпорацию «Ростеха». В январе стало известно, что «Системы управления» по заказу Минобороны разрабатывают IT-систему мониторинга СМИ и соцсетей.
РТИТС уже заказала у «Центрсвязьинформа» 170 тыс. бортовых устройств «Платон» по 6,7 тыс. руб. за штуку (1,1 млрд руб. за партию). Всего планируется выпустить 2 млн устройств. Сейчас большая часть комплектующих бортового устройства производится в Китае и Азии, сказал господин Советников. Со второй и третьей партиями, надеется он, локализация будет расти.
Владислав Новый
«Коммерсантъ», 18 ноября 2015 года