Сегодня 31 декабря 2024

06.12.2016

В Москве состоялись общественные слушания по поводу увеличения тарифов системы взимания платы с большегрузов «Платон». Участники экспертизы проекта постановления, предусматривающего изменении тарификации, считают, что повышение тарифов в текущей экономической ситуации необоснованно, и прежде стоит сделать систему «понятной и прозрачной», довести ее до стопроцентной эффективности, передает корреспондент Накануне.RU.

В Общественной палате год назад уже проводились подобные слушания, в заключении по их итогам было сказано о нецелесообразности применения увеличенной ставки. Как результат: была предусмотрена льготная ставка для большегрузов в размере 1,53 руб.
Сегодня общественники также не разделяют позицию Росавтодора и Минтранса по поводу увеличения тарифа вдвое — до 3,06 руб.
«Мы не совсем согласны с трактовкой цели, как социальной. С одной стороны, мы понимаем тезис, что тот, кто едет, тот и платит. С другой стороны, мы понимаем, что в этой ситуации участники рынка должны будут сжаться и потерять рентабельность, либо это отразится в конечном счете на потребителях — в удорожании стоимости товаров», — сказала председатель комиссии ОП РФ  по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Елена Уваркина.
Не достигает сегодня система «Платон» и других целей. В рамках концессионного соглашения ставилась цель, что система взимания платы охватит около 2 млн единиц автотранспорта, однако на 1 ноября 2016 г. в «Платоне» зарегистрированы не более 650 тыс. большегрузов, чуть более 100 тыс. грузовиков являются нерезидентами в налоговой системе РФ.
Кроме того, из 481 объектов стационарного контроля (рамок системы) сегодня действуют лишь чуть более 100 объектов.
Член комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры и местного самоуправления ЖКХ Петр Орлов в ходе обсуждения подчеркнул, что идея возможного повышения тарифов «Платона» звучит на фоне сокращения реальных доходов населения: «Любое незначительное повышение цен на товары повседневного спроса вызывает недовольство. Надеюсь, что мы найдем все ответы на поставленные вопросы и примем сбалансированное решение по данной тематике».
О некоторых итогах года действия «Платона» рассказал заместитель руководителя исполкома Национальной мясной ассоциации, член рабочей группы при Минтрансе Максим Синельников. Он представил опрос среди компаний, в основном, продовольственного сектора, которые используют в совокупности около 20 тыс. транспортных средств на перевозку продукции.
По данным опроса, фактическое увеличение логистических затрат производителей составило около 9,5%. Произошло снижение предложения на рынке грузоперевозок. На территории Поволжья и Урала этот показатель составил до 30%.
Кроме того, опрос показал, что 50% компаний-респондентов вынуждены были повысить цены на продукцию из-за введения системы «Платон», 50% понизили свою рентабельность.
По словам Синельникова, сегодня существуют другие источники (помимо системы взимания платы с большегрузов) пополнения дорожного фонда. Он отметил, что сборы от «Платона» на строительство и ремонт дорог в 2016 году, по предварительным оценкам, составят около 22,9 млрд руб. Цель же ставилась — собрать 50 млрд в год.
На этом фоне дважды вводился новый акциз. Минфин ожидает от введения акциза по году 89,3 млрд дополнительных средств. Как подчеркнул Синельников, даже при использовании 30% средств, поступающих в бюджет от взимания акцизов, поставленных целей можно достичь.
Существенно понижает эффективность системы «Платон» и большое количество незарегистрированных в системе транспортных средств. Из заявленных 2 млн большегрузов сегодня только около 650 тыс. средств исправно платят эти сборы, что приводит к неравной конкуренции в этой сфере, упомянул Синельников.
В приведенном исследовании обозначен вывод о том, что «отмена льготной ставки не обоснована и экономически нецелесообразна», а «возврат к вопросу о повышении тарифов системы «Платон» возможен не ранее достижения эффективности, обозначенной в концессионном соглашении».
Глава Общественного совета при Минсельхозе Сергей Королев отметил, что при постановке вопроса об увеличении ставки «Платона» за это заплатит не потребитель, а производитель, поскольку потребительский спрос падает, у населения денег нет для приобретения продукции.

«Страдают все, кто стоит по цепочке — производитель, перевозчик и другие участники рынка. Видим прямую угрозу того, что цены оптовые будут падать, это пойдет в прямой ущерб производителям, поскольку они вынуждены будут снижать рентабельность, а наши налогоплательщики откажутся что-то покупать», — прокомментировал он.
Представители Минтранса не смогли принять участие в слушаниях. Меж тем,
в ходе дискуссии свое недовольство системой «Платон» выразили приглашенные дальнобойщики, которые едва не сорвали слушания.
Они настаивали на полной отмене «Платона» и прекращении подготовки анализа того, насколько эффективно развивается система при существующих льготах.
За эту категорию граждан на заседании позднее вступился представитель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов. Он подчеркнул, что введение Платона приведет к огромным социальным взрывам.
«Итоги действия за год показывают, что система «Платон» — мертворожденная структура. Реанимировать ее пытались всеми возможными способами, однако работают сегодня 114 рамок вместо 485, которые должны были… Этого покойника проще и дешевле закопать, чем перестраивать всю сложившуюся структуру перевозки. Самый незащищенный сегодня — малый бизнес. Если поднять тарифы «Платона», люди просто вынуждены будут сжечь свои автомобили. Система губительна, если распространится еще и на пассажирские перевозки. Общественная палата не должна допустить повышения тарифов, надо влиять на Минтранс, чтобы оно повернулось к автомобильным перевозчикам лицом», — прокомментировал он.
Обоснования нецелесообразности и несвоевременности повышения тарифов «Платон» Общественная палата по итогам слушаний представит в Минтранс.

«Накануне»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики