Сегодня 21 июня 2024

01.12.2022

Маршрут через Оренбургскую область может как минимум на шесть дней сократить срок доставки товаров из Китая, разгрузив одновременно Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль. Такие расчеты, как отмечает ТАСС, в ходе пленарного заседания ХVIII форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана представил руководитель региона Денис Паслер.

При этом он, однако, подчеркнул, что прежде необходимо принять определенные меры для развития транспортного коридора, в том числе реконструировать железнодорожный пункт пропуска «Илецк-1» на границе с Казахстаном и снизить транзитные тарифы.

По словам губернатора Оренбургской области Дениса Паслера, уже сейчас на долю железнодорожной станции «Илецк-1» приходится 10% всех контейнерных перевозок России в восточном направлении. Если же провести модернизацию пограничного перехода, то его пропускная способность может вырасти как минимум в три раза, что открывает «огромные возможности» для развития как российско-казахстанского, так и российско-китайского сотрудничества.

Правда, в реконструкции пункта пропуска есть некоторые нюансы, поскольку она может быть выполнена только при одновременном участии российской и казахстанской стороны.

Несмотря на то что железнодорожный пункт пропуска «Илецк-1» находится на территории РФ и является российским, станция «Илецк-1», в пределах которой располагается пограничный переход, принадлежит «Казахстанским железным дорогам». Таким образом, для проведения ремонтных работ необходимо принятие соответствующего решения на межправительственном уровне.

В ходе пленарного заседания губернатор Оренбургской области обратился к заместителю председателя Правительства РФ Алексею Оверчуку и министру торговли и интеграции Республики Казахстан Серику Жумангарину с просьбой поддержать инициативу по реконструкции пункта пропуска «Илецк-1» и вынести ее на рассмотрение межправительственной комиссии.

В целом, по мнению Дениса Паслера, с казахстанской стороны требуется строительство новых и продление действующих железнодорожных путей, а со стороны России — модернизация системы безопасности станции, освещения, видеонаблюдения и строительство современных зданий и терминалов.

«За десять месяцев 2022-го года пропускная способность станции составила больше 683 тыс. вагонов и 107 тыс. контейнеров. Проведя модернизацию, мы сможем нарастить общий объем перевозок до 1,5 млн. вагонов и 320 тыс. контейнеров в год», — подчеркнул губернатор региона.

Снизить транзитные тарифы

При этом через пункт пропуска «Илецк-1» на границе с Казахстаном открывается и транзитный коридор на Китай, который приблизительно на 2 тыс. км короче популярного маршрута через Забайкальский край, если брать за пример маршрут из Москвы в китайский Чунцин. Вместе с тем тарифы на перевозки через Оренбургскую область и далее через Казахстан в несколько раз выше, чем по Байкало-Амурской магистрали через Забайкальский край.

«Для бизнеса транзит через Оренбуржье и Казахстан в Китай в два-три раза дороже по сравнению с другими маршрутами. Все дело в особенности тарифного регулирования, а именно: в применяемых транзитных тарифах. Например, отправка контейнера, загруженного мукой, из Москвы через «Забайкальск» обходится отправителю груза в 480 тыс. рублей, а отправка через «Илецк-1» — 950 тыс. рублей, хотя данный маршрут (через «Илецк-1» – прим.) короче на 2 тыс. км и сокращает время в пути на шесть дней», — пояснил Денис Паслер.

В связи с этим, подчеркнул он, необходимо снизить тарифы на грузовые перевозки по железной дороге через Оренбургскую область и Казахстан, что откроет дополнительные возможности для российских экспортеров и импортеров.

«Гармонизация транзитных тарифов … позволит бизнесу работать эффективнее за счет сокращения расстояния, Казахстан значительно расширит свой транзитный потенциал. Железнодорожная инфраструктура пополнится альтернативным маршрутом поставок в центральный Китай через его северо-западную часть, значительно короче основного пути, и будет, конечно, разгружена Байкало-Амурская магистраль», — заключил глава Оренбургской области.

Он также попросил рассмотреть эту инициативу на межправительственной комиссии.

Построить терминал на границе

Одновременно власти Оренбургской области разработали план развития транспортно-логистической инфраструктуры в регионе до 2030-го года, чтобы способствовать росту грузооборота между Россией и Казахстаном. Он, в частности, предусматривает строительство транспортно-логистического терминала.

«В планах региона до 2030-го года создать в Оренбургской областной агломерации транспортно-логистический терминал по переработке, складированию, таможенной очистке грузов и контейнеров, оказывающий полный спектр транспортных и дополнительных услуг», — рассказал в ходе форума министр строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта региона Александр Полухин.

Кроме этого, будут предприняты и другие меры для того, чтобы в целом улучшить пропускную и логистическую инфраструктуру на границе с Республикой Казахстан, сократить сроки прохождения границы и увеличить транспортный грузооборот через область.

Так, например, региональные пласти планируют реализовать инвестиционный проект по строительству вторых главных путей на участке «Донгузская-Маячная» Южно-Уральской железной дороги, что позволит нарастить транзит контейнерного потока приблизительно в четыре раза.

Не забыть и про автомобильные дороги

Министр также напомнил о планах Оренбургской области привести в нормативное состояние не менее 50% автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения до конца 2024-го года.

В свою очередь, губернатор региона в ходе форума попросил ускорить расширение до четырех полос участков трасс, входящих в международный транспортный маршрут «Европа – Западный Китай». Это должно обеспечить инфраструктурные запросы постоянно увеличивающегося товарооборота между Россией и странами Азии.

«В число [инфраструктурных проектов] входит международный транспортный коридор «Европа – Западный Китай». Идет проектирование участков, проходящих по территории Оренбуржья, их необходимо расширить с двух до четырех полос», — обратился Денис Паслер к вице-премьеру РФ Алексею Оверчуку, попросив уделить особое внимание этому проекту и по возможности ускорить его реализацию.

При этом он подчеркнул, что в регионе идет строительство маслоэкстракционного завода, современных мельничных комплексов, создается фабрика по обогащению белой глины, развивается направление трубопроката. По словам губернатора, совокупно эти новые предприятия будут выпускать более 4 млн. тонн в год. Таким образом, их запуск за счет реализации экспортно-импортных операций увеличит нагрузку на дорожную сеть на 20%.

«В последние пять лет объем коммерческих грузов, проходящих через область, ежегодно растет на 20% даже с учетом временных пандемийных ограничений. В 2021-м году грузы через Оренбуржье в международном направлении перевезли больше 700 тыс. единиц транспорта. Основные получатели — Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Китай. Увеличение товарооборота уже сейчас требует развития транспортной системы, реализации интеграционных и инфраструктурных проектов», — отметил Денис Паслер.

В целом, речь главным образом идет об участке трассы М-5 «Урал» на подъезде к Оренбургу. Работы по его расширению начались в 2020-м году. Осенью прошлого года в эксплуатацию уже сдали расширенный отрезок длиной чуть более 6 км. Сейчас аналогичные работы выполняются еще на 13 км дороги, завершить их должны к декабрю этого года.

Развитие транспортного коридора «Европа – Западный Китай», в состав которого входит и подъездная трасса к Оренбургу, позволит повысить безопасность и комфорт движения, улучшить пропускную способность дорог и в принципе обеспечить рост экономики и потенциального объема грузовых перевозок с Китаем и Средней Азией.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики