О поведении ставок на автоперевозки в течение года во внутрироссийском и трансграничных направлениях, а также причинах их волатильности в рамках международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» рассказал заместитель генерального директора по автомобильным перевозкам «ТРАСКО» Александр Шилинчук.
Он поделился аналитикой ставок по направлениям, актуальным для российских перевозчиков и представляющим наибольший интерес для заказчиков перевозок.
Российское направление
Сейчас наибольший объем перевозок автотранспортом сконцентрировался во внутрироссийском направлении.
После прошлогоднего ценового взлета и «года перевозчика», как его окрестили в отрасли, в 2024 году цены начали «успокаиваться». Несмотря на растущую инфляцию, тарифы на перевозки по России преимущественно снижались, опустившись с начала года на 14,3% (для FTL-перевозки, 20 т фура, индекс ati.su) – с декабрьско-январских 1900 у. е. до ноябрьских 1620 у. е. (не абсолютная цена, а динамика показателя), что особенно удивительно для «старожилов» рынка: в ноябре, когда обычно особенно заметен предпраздничный ажиотаж.
«Почему так происходит? Автомобилей гораздо больше, чем предложений по перевозкам», – объяснил А. Шилинчук.
Отложенный спрос 2022 года, а также прошлогодний рост тарифов, радующий перевозчиков, стал причиной активного обновления парков. Парки разрослись так, что найти грузы для них стало непросто. Закономерно выросли связанные с этим расходы на содержание. Конечно, свой вклад внесла изменившаяся экономическая ситуация.
В числе причин снижения стоимости перевозок А. Шилинчук назвал следующие проблемы отрасли:
• Рост ключевой ставки c 16 до 21%, влияющий на темпы промышленного роста;
• Ставки лизинга тоже стали выше 30%;
• Утильсбор с 1 октября увеличился на 60%;
• Аномальный рост зарплат в логистике, особенно у водителей – на 30%;
• На 50% повысился тариф для грузовых автомобилей за километр на новых платных дорогах, ЦКАД; на 19% – на действующих трассах. С апреля 2024 года средняя стоимость одного километра пути увеличилась еще на 8%, на отдельных участках – до 20%;
• Рост использования спотовых платформ разгоняет и так более чем конкурентный рынок. По оценкам «ТРАСКО», в 2024 году конкуренция выросла примерно в 1,5 раза. Помимо этого, торги зачастую оплачиваются перевозчиками (фиксированная ставка, или % от фрахта).
Трансграничные перевозки
Большим спросом пользуются перевозки из Китая в Россию. Динамика тарифов по направлению Шанхай – Москва в течение 2024 года была более-менее стабильной: зимой и осенью держалась на уровне $12 500, весной и летом – $8500–10 300, а к ноябрю выросла до $13 500.
«Мы видим, что цена сейчас на пике, но при это в декабре уже чувствуется некий спад по количеству заказов. Причины колебания стоимости фрахта по году понятны: все началось с дефицита контейнеров в Китае и перехода на автоперевозки, особенно по срочным грузам; с весны в преддверии роста тарифа «утильсбора» активно начала ввозиться колесная техника, на погранпереходах был аншлаг; сильно влияет на тарификацию удорожание взаиморасчетов с китайскими подрядчиками, использование услуг агентов; дисбаланс с экспорта и импорта с Китаем; нехватка грузов с Запада на Восток РФ, ну и ко всему прочему в конце года добавились проблемы с китайскими разрешениями», – подчеркнул эксперт.
Тарифы по направлению Турция – Россия тоже показали наибольший рост к концу года, весь 2024-й находясь в диапазоне $5600–6000, в ноябре и декабре они достигли $6500–6600. В числе предпосылок – санкционные ограничения по банкам Турции и РФ, конкуренция с иностранными перевозчиками, в том числе из третьих стран, удорожание расчетов из-за курса рубля или расчетов через платежных агентов, а также ноябрьские проблемы, связанные с внедрением в Турции новой версии компьютеризированной европейской системы таможенного транзита (NCTS).
Обратная ситуация в направлении Европа – Россия. Так, сейчас стоимость доставки груза из Германии в Москву, в мае составлявшая максимальные €5900, снизилась до €4000. Эксперт связал это с постепенной деградацией направления по количеству отправок, причины чему – усиленный контроль на МАПП, сложности с трансграничными платежами, длительными перецепками и перегрузками и прочее.