Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) просит мэра Москвы и главу рабочей группы Госсовета по коронавирусу Сергея Собянина включить автозапчасти в товары первой необходимости. Сейчас в условиях карантина запчасти нельзя продавать, а сервисным центрам — обслуживать автомобили. Такая ситуация угрожает доставке продовольствия и других товаров первой необходимости, считают в АЕБ. Риски признают и в транспортных компаниях, отмечая, что речь идет о десятках тысяч машин.
АЕБ направила мэру Москвы и главе рабочей группы Госсовета РФ по противодействию распространению коронавируса Сергею Собянину письмо с просьбой оказать содействие во внесение изменений в перечень непродовольственных товаров первой необходимости (установлен распоряжением правительства от 27 марта №762-р). В ассоциации видят необходимость дополнить такой список автозапчастями, включая смазочные материалы, шины, покрышки, камеры, а также указать, что официальные станции техобслуживания, организации хранения автозапчастей и дилеры могут обеспечивать ими население. Копия письма также направлена губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву.
Президент Владимир Путин 2 апреля заявил о продлении выходных в России из-за коронавируса до конца месяца. Еще при объявлении президентом первой нерабочей недели для борьбы с коронавирусом предполагалось, что компании, которые обеспечивают население товарами первой необходимости, смогут работать. Автозапчасти, как и табак, печатные СМИ и некоторые другие товары, исходно были в перечне непродовольственных товаров первой необходимости, но 29 марта их исключили.
В ассоциации ссылаются на опыт стран ЕС, таких как Германия и Испания, где, «несмотря на тяжелую эпидемиологическую обстановку», станции техобслуживания автомобилей продолжают работать, обеспечивая бесперебойное функционирование всей инфраструктуры жизнедеятельности. Также в АЕБ просят разрешить физическое сопровождение отгрузок коммерческой техники, проданной удаленно.
В ассоциации ссылаются на растущую потребность в расширении парка в связи с увеличившейся нагрузкой на медицинские службы и на службы доставки. Прежде о похожих мерах просила премьера Михаила Мишустина ассоциация «Российские автомобильные дилеры».
Опрошенные “Ъ” дилеры легковых и легких коммерческих автомобилей говорят, что пока срочных запросов на обслуживание нет, но если ограничения продлят, то возникнет массовый запрос на шиномонтаж. Руководитель автопарка Itella в России Александр Русаков говорит, что в краткосрочной перспективе рисков, связанных с отсутствием запчастей, нет. Но при продлении карантина это неизбежно, считает он, поддерживая необходимость включения запчастей в перечень важных непродовольственных товаров. Глава IML в Санкт-Петербурге Виталий Легошин также говорит об отсутствии дефицита запчастей, но наличии таких рисков.
Необходим и доступ к сервисным станциям, отмечает он, «у IML есть собственные автомастерские, но если поломка происходит на трассе, мы прибегаем к услугам ближайшего сервиса, поэтому закрытие мастерских приведет к дополнительным затратам». Конечно, автозапчасти не детское питание и не средства личной защиты, признает Виталий Легошин, но они относятся к товарам первой необходимости.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» соглашается, что в краткосрочной перспективе, вероятно, запчасти не казались актуальным товаром первой необходимости, тогда как в перспективе нескольких недель ограничения придется пересматривать на многие товары. Действительно, в коммерческих парках, как правило, держат небольшой запас комплектующих, добавляет Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. Он также подчеркивает, что указанный список утверждался только на нерабочую неделю, поэтому не было смысла включать в него запчасти, теперь, когда карантин продлен, перечень должен быть расширен.