Крупнейшие петербургские международные автомобильные грузоперевозчики вынуждены реструктурировать свой бизнес. Затянувшийся кризис обернулся падением спроса на перевозки в Европу на 50%, что вылилось в простои большей части автопарков.
Петербургские международные автомобильные грузоперевозчики вынуждены пересматривать концепцию развития бизнеса с учетом кризисной ситуации на рынке. Как отмечает заместитель главы Северо-Западного филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Константин Шаршаков, грузооборот с европейскими странами в этом году сильно упал, вплоть до 50%. По оценкам крупных игроков рынка, грузооборот с Финляндией, которая для петербургских международных перевозчиков является основным направлением, сократился практически на 80%. В таких условиях крупные игроки вынуждены реструктуризировать логистику и оптимизировать издержки.
Директор по логистике группы «Сотранс» Владимир Моторный рассказывает, что кризис в компании почувствовали еще в прошлом году, поэтому постепенно переориентировали бизнес на внутрироссийские тентовые перевозки, которые сегодня в сравнении с другими перевозками демонстрируют относительную стабильность. Господин Моторный констатирует, что сегодня задействовано лишь 30% автопарка общей численностью 300 машин.
В компании «Трансэк» рассказали, что оптимизировали свой автопарк примерно на 50%. Сегодня численность подвижного состава составляет 190 машин Volvo и Renault. В компании также отмечают, что из-за падения грузооборота с Финляндией пришлось пересмотреть географию логистики. Например, было открыто новое направление — Узбекистан.
В компании «Миларин» (парк автомобилей составляет 300 машин Scania) также отмечают, что транспортные потоки перераспределились, и Финляндия серьезно сократилась. При этом были открыты новые направления: Эстония, Белоруссия и Казахстан.
Генеральный директор компании «Мидас» Михаил Климов рассказывает, что из автопарка численностью более 200 единиц спецтехники брендов Scania, Volvo и MAN задействовано сегодня около 30%. «Мы были бы готовы продать автопарк, но спроса на эту технику на рынке нет. Объем продаж грузовиков международным компаниям по сравнению с прошлым годом упал в десять раз», — констатирует господин Климов. Перераспределять логистику, по словам собеседника «Ъ», сегодня нет смысла, потому что системный кризис затронул как международные, так и внутренние перевозки. Единственный сегмент, который оказался наименее подвергнут кризису, — рефрижераторные перевозки и отчасти тентовые. Больше всего пострадали сегменты автомобилевозов и перевозка контейнеров.
«Маленькие фирмы, сталкиваясь с кризисом, избавляются от своих автомобилей и уходят с рынка. В свою очередь, крупные игроки оказались заложниками ситуации — им не уйти из бизнеса даже при большом желании. Компании, располагающие парком более 150 машин, не могут его продать, потому что на рынке просто нет покупателей», — рассуждает господин Климов.
По сведениям «Ъ», крупную партию собственных грузовиков удалось продать только компании CTS, одному из крупнейших петербургских международных перевозчиков. На рынке рассказывают, что компания договорилась о продаже более 150 единиц спецтехники Volvo голландской компании.
Директор компании «Алев-Транс» Александр Козулев рассказывает, что объем выручки компании снизился на 25% на фоне кризиса, но о серьезной реструктуризации говорить не приходится. «География наших поездок осталась прежняя. Падение тарифов произошло по всем направлениям, поэтому бежать некуда», — говорит господин Козулев.
Константин Шаршаков полагает, что в наиболее выгодной ситуации находятся перевозчики, которые входят в диверсифицированный холдинг: терпя убытки в сегменте перевозок, компания может компенсировать их за счет других сфер своего бизнеса. Наиболее диверсифицированный бизнес сегодня у CTS (входит в группу «Гепард», которая также занимается девелопментом, транспортировкой и добычей песка, доставкой электротехнической продукции), группы «Сотранс» (оказывает брокерские услуги, услуги в области грузоперевозок, логистики, сервисного обслуживания, поставок запасных частей, финансов и строительства; подразделения группы являются официальными дилерами Mercedes-Benz, ГАЗ и Ford).
Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов напоминает, что международные автомобильные перевозки обслуживают экспорт, а он из России в основном является сырьевым, причем более 70% составляют углеводороды, которые транспортируются посредством трубопроводов и танкеров. «В текущих условиях я не ожидаю увеличения автомобильного грузопотока из нашей страны в Европу. Его доля в совокупном российском экспорте не превышает 3%. Тем не менее обратное направление намного интереснее. Доля автотранспорта в импортных перевозках в Россию приближается к 20%. С другой стороны, есть важный фактор, способный кардинально изменить ситуацию. Китай планирует осуществить масштабный транспортный проект, связывающий его с Европой, — «Шелковый путь». Если часть грузов будет идти через Россию, то, разумеется, объем международных перевозок в европейском направлении может увеличиться в несколько раз», — рассуждает эксперт.
КоммерсантЪ