В апреле 2016 г. Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков обратилась к Министру транспорта РФ Максиму Соколову с предложением внести изменения в установленный приказом этого ведомства режим труда и отдыха водителей, осуществляющих междугородные рейсы.
Перевозчики считают, что требование предоставления еженедельно непрерывного 29-часового отдыха в современных российских условиях невыполнимо. На федеральных трассах огромный дефицит предприятий общественного питания, пунктов отдыха современного уровня и сервисных служб. Вынужденный длительный отдых в таких условиях не способствует восстановлению работоспособности водителя. Ассоциация предлагает разрешить транспортным компаниям предоставлять дальнобойщикам непрерывный отдых не раз в неделю, а по окончании рейса и при этом увеличить продолжительность отдыха вплоть до 60 часов. Полный текст обращения
Ниже ответ Минтранса:
Президенту Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков В.С.Трунаеву
Уважаемый Вячеслав Станиславович!
Федеральное дорожное агентство рассмотрело Ваше обращение от 11.04.2016 № 126 о внесении изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие режим труда и отдыха водителей, осуществляющих междугородние перевозки, и в части своей компетенции сообщает следующее.
Положениями статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что автотранспортные средства относятся к источникам повышенной опасности. Это обуславливает наличие специфических требований как к водителям автотранспортных средств, так и непосредственно к порядку осуществления деятельности, связанной с управлением автотранспортными средствами, в частности — в области режима труда и отдыха водительского состава.
Управление транспортным средством требует от водителя постоянного, ежесекундного напряжения, внимания к дороге, собственному автомобилю и другим участникам движения. Управление автомобилем в состоянии усталости, без необходимых для отдыха перерывов приводит к снижению порога внимательности, увеличению времени реакции и ее замедлению на те или иные события, происходящие на автомобильной дороге.
Действующие на сегодняшний день нормативы в части длительности рабочего времени и времени отдыха водительского состава установлены на основании проведенных в сфере грузовых автоперевозок исследований, в рамках которых изучена реакция организма на продолжительное управление транспортным средством.
Несомненно, соблюдение соотношения между временем работы и временем отдыха наиболее актуально для водителей, осуществляющих рейсы на большие расстояния. Однако в этом случае возникает противоречие между фактором безопасности дорожного движения и повышением рентабельности перевозок. Сложность разрешения этого противоречия заключается в том, что в большинстве случаев интересы заказчика перевозки и водителя, осуществляющего доставку груза в наиболее сжатые сроки, совпадают.
Вместе с тем необходимо отметить, что согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Учитывая изложенное, Росавтодор считает, что какие-либо изменения нормативов в части режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств должны быть подтверждены результатами соответствующих научно-исследовательских работ.
Одновременно сообщаем, что Росавтодором разработана Концепция развития объектов дорожного сервиса вдоль федеральных трасс, в работе над которой приняли участие специалисты и эксперты, в том числе представители бизнеса и отраслевых ассоциаций и организаций. Концепция одобрена Минтрансом России, а в июле 2014 г. утвержден План мероприятий по ее реализации.
Основными принципами развития и размещения объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения являются:
обеспечение предоставления участникам дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, в соответствии с нормативно установленными минимально необходимыми требованиями,
эффективное удовлетворение потребностей участников дорожного движения в основных услугах, предоставляемых объектами дорожного сервиса, при обеспечении безопасности, удобства и надежности,
повышение эффективности и качества предоставляемых услуг,
обеспечение сбалансированного развития всех видов объектов дорожного сервиса, учитывающего экономическую целесообразность и обеспечение безопасности дорожного движения, и, как следствие, развитие сети многофункциональных зон дорожного сервиса,
развитие сети объектов дорожного сервиса, ориентированной на интенсивность транспортного потока, которая является основной предпосылкой к формированию спроса на услуги, предоставляемые объектами дорожного сервиса,
в целях обеспечения безопасности дорожного движения за счет сокращения количества съездов с дороги и улучшения качества обслуживания владельцев транспортных средств и пассажиров, размещение объектов дорожного сервиса предусматривается преимущественно в составе единых комплексов или многофункциональных зон дорожного сервиса.
К размещению на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения планируется более 800 новых объектов дорожного сервиса и 257 многофункциональных зон дорожного сервиса.
Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации И.Г.Астахов