«11» января 2008 г. № АС 09/08
Открытое письмо.
С января 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 315-ФЗ от 01 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях». Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» обеспечиваются создание и деятельность саморегулируемых организаций как инструментов, замещающих механизмы государственного регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности (например, лицензирование) в различных сферах социально-экономической жизни страны.
Автотранспортный рынок России в стоимостном выражении является одним из самых ёмких по сравнению с другими отраслями экономики и по оценкам составляет порядка 3 трлн.800 млрд. руб. в год.
В 2005 году вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2005г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», отменивший лицензирование перевозок грузов автомобильным транспортом как метод государственного регулирования, без введения альтернативных методов регулирования, что привело к хаотичному развитию рынка автотранспортных услуг и нарастанию целого комплекса социально-экономических проблем. Отмена лицензирования как инструмента государственного контроля предполагает развитие новых инструментов регулирования, одним из которых является создание саморегулируемых организаций.
Вступивший в силу Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» лежит на перекрестке интересов распределения полномочий между государством и самоорганизованным бизнесом. Это серьезный механизм, который меняет систему взаимоотношений между государством и бизнесом. Саморегулирование тесно связанно с политикой дерегулирования предпринимательской деятельности, созданием системы технического регулирования на автомобильном транспорте, проводимой в государстве административной реформой.
Наличие в автотранспортном комплексе значительного количества некоммерческих, организаций, уже объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и с целью саморегулирования, создает предпосылки для создания системы саморегулируемых организаций.
Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» носит рамочный характер и требует комплексного исследования вопросов, связанных с разработкой правовых механизмов регулирования отраслевых саморегулируемых организаций для их деятельности в конкретных условиях.
Созданная в 2005 году в инициативном порядке Саморегулируемая ассоциация автомобильных перевозчиков разработала «Концепцию создания системы саморегулируемых организаций автотранспортного комплекса Российской Федерации». Разработаны механизмы и основные подходы к созданию оптимальной правовой среды для реализации Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в автотранспортном комплексе России.
Основные положения концепции широко обсуждались и в целом одобрены общественными организациями, представителями научного и экспертного сообщества, руководителями малого и среднего автотранспортного бизнеса, а также Комиссией Общественной палаты по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства.
Анализ правовых проблем и перспектив развития саморегулирования в автотранспортном комплексе Российской Федерации, определения проблемных правовых, аналитических, иных факторов и выработки путей их решения, а также подготовки рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой сфере изложен в научно-исследовательской работе «Правовые проблемы и перспективы развития саморегулирования в автотранспортном комплексе России», выполненной Саморегулируемой ассоциацией автомобильных перевозчиков по заказу Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Реализация Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в автотранспортном комплексе Российской Федерации позволит решить следующие задачи:
Развитие системы технического регулирования за счет стандартизации в отрасли;
Создание эффективной системы контроля автотранспортной деятельности, поднадзорной регулирующему органу – Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;
Обеспечение требований безопасности дорожного движения субъектами предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте;
Внедрение и развитие современных, инновационных технологий управления, в частности, оснащение коммерческого автомобильного транспорта системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, путем установления требований в национальном стандарте;
Создание финансовых инвестиционных инструментов: компенсационных фондов саморегулируемых организаций и общефедерального компенсационного фонда Союза саморегулируемых организаций автотранспортного комплекса, средства которых, согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» могут инвестироваться в развитие транспортной инфраструктуры России;
Создание и внедрение механизмов страхования гражданской ответственности субъектов предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте.
Привлечение малого и среднего бизнеса к построению гражданского общества в России и общественно-политической деятельности.
Создание условий для использования автомобильного транспорта как эффективного инструмента социально-экономического развития страны.
Для реализации Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в автотранспортном комплексе требуется активная законодательная поддержка, привлечение внебюджетных средств, координация действий как различных ветвей и уровней власти, так и власти и бизнеса, и просветительско-пропагандистская работа.
Обращаемся с просьбой к Министру транспорта Российской Федерации, отраслевым союзам, ассоциациям, некоммерческим объединениям, общественным организациям принять активное участие в реализации положений Федерального закона «О саморегулируемых организациях», для создания современного, эффективного автотранспортного комплекса Российской Федерации.
С уважением,
Генеральный директор
Саморегулируемой ассоциации
автомобильных перевозчиков
С.Е. Швагерус