Сегодня 23 декабря 2024

10.11.2023

Результаты оценки экономической эффективности применения различных видов дорожного покрытия НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» представил в октябре. Согласно документу, практически во всех случаях экономически более выгодными являются конструкции дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями. Однако в настоящее время в России строят всего лишь 83,5 км таких дорог.

Цементобетонное покрытие vs асфальт

Если строить цементобетонную дорогу, то без крупных ремонтных работ она прослужит как минимум 25 лет, об этом заявляют аналитики консалтинговой компании СМПРО.

«А если строить асфальтобетонную дорогу, то необходимость ремонтировать возникает уже в первые годы эксплуатации. И с каждым последующим годом объем ремонтных работ будет все возрастать», — продолжают в СМПРО.

Но, главное, асфальтобетонная дорога — это не только связующее звено между пунктами, но и стабильный долгосрочный бизнес с доходностью, гарантированной бюджетом, добавляют здесь. Сеть асфальтобетонных дорог в России поддерживают многочисленные дорожные ремонтно-строительные управления, асфальтобетонные заводы, карьеры по добыче щебня.

«Плюс гарантированный спрос на битум, стоимость которого растет в 5 раз быстрее стоимости цемента», — заключают в СМПРО.

Между тем согласно научно-исследовательской работе, которую в конце октября представил НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» и приказ Минстроя России № 148 от 03.03.2023 во всех случаях экономически более выгодными являются конструкции дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями (ЦБП). Согласно укрупненному нормативу цен, стоимость 1 км дорог с ЦБП на 10% ниже стоимости аналогичного по техническим характеристикам участка дороги с асфальтобетонными покрытиями.

Исследователи изучили экономическую эффективность 30 конструкций жестких и 30 конструкций нежестких дорожных одежд для проектирования автомобильных дорог всех трех категорий автомобильных дорог во всех пяти дорожно-климатических зонах: есть данные по Бурятии, Мурманской, Московской, Ленинградской и Свердловской областям, Приморскоу краю, а также Пензенской, Самарской, Оренбургской, Астраханской областям. Возможно, это беспрецедентный в мировой практике географический охват в рассматриваемой научно-исследовательской теме, утверждают в СМПРО.

Дорожный план

За период с 2018 по 2022 год выполнен масштабный комплекс исследований по эффективности технологии строительства дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих, говорит Виктор Ушаков, президент Ассоциации бетонных дорог, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» ФГБОУ ВО «МАДИ»

«Несмотря на активный интерес широкой общественности и поддержку значительной части экспертного сообщества, технология, признанная эффективной во всём мире, пока не получает должного распространения в России», — объясняет он

План дорожного строительства рассчитан на пять лет, до 2027 года. Правительство России утвердило его в 2022 году, отдельно подчеркнув необходимость внедрения новых технологий, материалов и решений, а также потребовав привлечения к их разработке отечественных научных организаций и профильных образовательных учреждений. Отдельно подчеркивалась необходимость предложений о повышении межремонтных сроков для всех категорий автомобильных дорог «без увеличения норматива финансовых затрат на капитальный и текущий ремонты, содержание таких дорог, а также при условии сохранения уровня безопасности дорожного движения». Виктор Ушаков подчеркивает, конструкции дорожных одежд с ЦБП превосходят аналоги из асфальтобетона по экономической эффективности с точки зрения жизненного цикла, срок службы жестких дорожных одежд составляет от 25 лет и более, текущего ремонта они могут потребовать спустя 12 лет интенсивной эксплуатации, смены покрытия — через 30 и более лет.

«Нежесткие конструкции из асфальтобетона зачастую не выдерживают установленного межремонтного интервала, они нуждаются в регулярном ремонте», — говорит он.

Но в России, в настоящее время, Федеральное дорожное агентство строит автомобильные дороги с цементобетонным покрытием общей протяженностью 83,5 км. По данным Минтранса России, прирост протяженности новых автомобильных дорог с нежесткими дорожными одеждами за период с 2017 по 2021 год составил 57 км. Валерий Бодренков, председатель Комитета по дорожному строительству НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» заявляет, российские цементные заводы способны выпускать цемент, который по своим потребительским свойствам отвечает требованиям дорожных строителей, и эти возможности подтверждены наличием у заводов соответствующих сертификатов.

«Загрузка 58 цементных заводов, которые работают на территории страны, в 2022 году не превысила 61%. Если средняя цена на битум увеличилась в разы, то средняя цена на цемент с 2008 года увеличилась менее чем на 70%, несмотря на значительно более существенный рост цен на энергоресурсы, сырье, материалы и оборудование, необходимые для производства цемента», — заключает он.

РЖД Партнер

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики