Минздрав утвердил единый порядок проверки граждан на состояние опьянения. Наибольшее число нововведений ожидает водителей. Впервые врачам при вынесении заключения разрешат учитывать клинические признаки опьянения наряду с показаниями алкотестера. При этом медработников обяжут брать анализ мочи или крови гражданина с тем, чтобы исключить состояние наркотического опьянения.
Приказ Минздрава N933н, определяющий новый порядок медицинского освидетельствования граждан, зарегистрирован в Минюсте. Напомним, сегодня водитель проходит проверку в несколько этапов: сначала дует в алкотестер инспектора ГИБДД (прибор настроен на обнаружение более 0,16 мг этанола на литр выдоха), затем, в случае несогласия с результатами проверки,— у врача. Медработники проводят тест в мобильной лаборатории или клинике, руководствуясь приказом Минздрава.
Водитель у врача должен будет дунуть в алкотестер дважды с интервалом в 20 минут. При этом, как пояснил «Ъ» президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, сейчас медработник сам решает, какая из проб является решающей. В новом приказе сказано: если хотя бы одна из проб воздуха показала результат меньше 0,16 мг, гражданин считается трезвым. При этом, если первая проба не показала наличия алкоголя, повторная уже не делается. Впервые, по словам господина Травина, врач обязан будет учитывать при вынесении заключения и тот факт, что гражданин употребляет лекарства, которые могут содержать опьяняющие вещества. Правда, из приказа неясно, как это будет происходить на практике.
Еще одно нововведение связано с клинической картиной опьянения: сегодня врачи ее не учитывают. В новом приказе также впервые записана возможность фиксировать «клинику»: в акте нужно будет указать один из 17 возможных признаков, включая «бледность», «двигательное возбуждение» и «неадекватность поведения». В теории, говорит господин Травин, врач сможет признать трезвым водителя, у которого в выдохе более 0,16 мг этанола. «Но работать это не будет, потому что в КоАП сказано: если 0,16 мг, то пьян,— говорит господин Травин.— Врач с этим сделать ничего не сможет. Нужно еще будет править кодекс». Он отметил, что в случае с остальными нарушителями (например, хулиганами) решение о состоянии опьянения будет приниматься по совокупности клинической картины и показаний прибора.
Новый документ призван усилить контроль за водителями в состоянии наркотического опьянения. Сейчас врач имеет право по своему усмотрению (например, при отсутствии алкоголя в выдохе, но при неадекватном поведении) направить водителя на анализ мочи. Теперь это будет обязанностью. В документе подробно описан механизм сбора биоматериала, чтобы исключить возможный обман и фальсификацию (например, чтобы водитель не мог принести на анализ чужую мочу). Если в течение получаса человек заявляет, что не может сходить в туалет, у него возьмут кровь из вены.
Новые обязанности врачей означают, что лабораториям понадобится более сложное оборудование, пояснил «Ъ» врач-нарколог Александр Ковтун. При этом, говорит он, опциональный анализ мочи до сих пор проводился с помощью недорогих экспресс-тестов (иммунохроматография), новые же правила обязывают врачей иметь «анализатор для химико-токсикологических исследований». «Судя по всему, ряд производителей лоббирует применение конкретного аппарата, а он довольно дорог — от 100 тыс. руб.,— пояснил «Ъ» господин Ковтун.— Оснастить ими все кабинеты, особенно в регионах, крайне проблематично». В результате, говорит он, подозреваемые в нетрезвом вождении получат возможность оспаривать результаты освидетельствования.
Сотрудники ряда лабораторий и кабинетов, отметил господин Ковтун, «деквалифицированы»: «За долгие годы они привыкли работать только с алкотестером, многие кровь брать разучились, а тут часто придется иметь дело с тяжелыми венами наркоманов».
Приказ Минздрава не разрешил и другую проблему, считает Александр Ковтун: что делать с водителем, которого подозревают в употреблении наркотиков? Ведь сдача мочи в мобильной лаборатории является предварительным исследованием, затем необходим подтверждающий анализ в клинике, который занимает три дня. Инспектор в этот период сделать ничего с водителем не может, поскольку состояние опьянения де-юре не установлено, однако клинические признаки могут быть. Виктор Травин отметил, что в этом случае машина в любом случае отправляется на штрафстоянку: даже если врачи впоследствии не обнаружат следов опьяняющих веществ, вернуть деньги за эвакуацию «почти невозможно».
В Минздраве на запрос «Ъ» с просьбой прокомментировать содержание нового приказа не ответили. Новый порядок медицинского освидетельствования вступает в силу 26 марта. Отметим, что именно в ночь с пятницы на субботу региональные отделы ГИБДД, как правило, проводят рейды по выявлению водителей в состоянии опьянения.
Иван Буранов
Коммерсантъ 22 марта 2016 года