21.03.2016

«Какие санкции применимы ко мне, как перевозчику, если я следую на личном грузовике с грузом без путёвки с отметкой медика и механика? Ну, нет у меня путёвки. На днях одного знакомого оштрафовали на 20 000 руб. за это».

Владимир

ОТВЕТ:

Во-первых, следует определиться с наличием у Вас статуса субъекта транспортной деятельности.
Деятельность по перевозке грузов является видом предпринимательской деятельности, осуществлять которую гражданин имеет право с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 23 ГК РФ).

Под понятием «перевозчик» (применительно к автомобильным перевозкам грузов или пассажиров) в законодательстве понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (пункт 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта).

Поэтому, если мы говорим о Вас именно как о «перевозчике», то предполагаем (за неимением большей информации), что Вы зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя и являетесь субъектом транспортной деятельности.

Предприниматель, самостоятельно управляющий транспортным средством при осуществлении им перевозки груза, без оформления путевого листа и без соблюдения требований о проведении обязательных предрейсовых процедур (медицинского осмотра водителя и технического контроля транспортного средства) может быть привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Обоснование:

Требования, предъявляемые к субъектам транспортной деятельности в части проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а также предрейсового контроля технического состояния транспортного средства установлены федеральным законодательством и подзаконными актами, определяющими порядок организации и проведения таких осмотров и контроля.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими рассматриваемый вопрос, являются:
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон 196);
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон 323);

Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 (далее – Правила);

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный приказом Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона 196 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. Выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего предрейсовый контроль технического состояния запрещается (пункт 28 Правил). Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения должны быть зафиксированы в путевом листе (пункт 29 Правил).

Предрейсовый и послерейсовый (для пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов) медицинские осмотры лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств, являются обязательными медицинскими осмотрами, направленными на обеспечение безопасности дорожного движения и должны проводиться в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства (статья 23 Закона 196).

Предрейсовый медицинский осмотр водителя транспортного средства должен проводиться перед началом каждого рабочего дня (смены, рейса) (подпункт 4 пункта 2 статьи 46 Закона 323).

Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортным средством (пункт 4 статьи 23 Закона 196).

По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения об отсутствии факторов, препятствующих выполнению трудовых обязанностей (водителя), на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр (пункт 16 Порядка).

Кроме того, результаты проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров должны вноситься в журнал регистрации за подписями как медицинского работника с расшифровкой этой подписи, так и подписи работника (водителя) (пункт 14 Порядка).

Таким образом, порядок проведения обязательных предрейсовых медицинских осмотров и технического контроля предусматривает использование путевого листа для фиксирования сведений об исполнении субъектом транспортной деятельности соответствующих требований законодательства о безопасности дорожного движения.

Отметим также и то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Устава автомобильного транспорта запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Отсутствие путевого листа у водителя, следующего с грузом на грузовом автомобиле, может повлечь привлечение к административной ответственности, как за отсутствие путевого листа, так и за нарушение требований о проведении обязательных медицинских осмотров и контроля технического состояния транспортных средств.

Само по себе отсутствие путевого листа образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Отсутствие путевого листа также свидетельствует и о наличии признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ в виде административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – пяти тысяч рублей; на юридических лиц – тридцати тысяч рублей.

При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность по данной статье КоАП РФ как юридические лица.

Административная ответственность за нарушение требований о проведении обязательных медицинских осмотров предусмотрена частью 2 статьи 12.31.1, а за нарушение требований о проведении контроля технического состояния транспортных средств – частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. Таким образом, за нарушение каждого из этих требований предусмотрена мера ответственности. Иными словами отсутствие в путевом листе отметки о прохождении одной из этих двух обязательных процедур также будет являться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена соответствующей частью статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Управление предпринимателем самостоятельно транспортным средством при осуществлении им перевозки груза, без оформления путевого листа и без соблюдения требований о проведении обязательных предрейсовых процедур (медицинского осмотра и технического контроля) образует состав правонарушений (ряд правонарушений), ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 12.3, частью 2 и частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. По совокупности правонарушений, в соответствии с пунктом 2 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В указанном случае – в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

В аналогичном случае, при управлении транспортным средством водителем – работником юридического лица или индивидуального предпринимателя:

— водитель может быть привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 12.3, части 2 и части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ (как гражданин). По совокупности правонарушений – административный штраф в размере 3000 рублей;

— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по части 2 и части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. По совокупности правонарушений – административный штраф в размере 30000 рублей.

Помимо этого, административный штраф в размере 5000 рублей может быть наложен также и на должностное лицо организации (лицо, работающее у индивидуального предпринимателя) в чьи должностные обязанности входит обеспечение соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения.

Михаил Кичигин

Юридическая компания «Авторитет»

www.avtoritet-54.ru

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики