Данные Новосибирскстата показывают рост объема рынка грузоперевозок в Новосибирской области. По данным официальной статистики за 9 месяцев 2025 года в Новосибирской области наблюдается прирост грузооборота к аналогичному уровню 2024 года на 8,9%.
Эксперты отрасли бьют тревогу, заявляя о падении спроса на перевозки, росте себестоимости и риске разорения тысяч мелких компаний.
«Если говорить о парке собственных автомобилей промышленных, строительных, торговых и сбытовых организаций, здесь есть прирост, а вот на рынке коммерческих перевозок падение объемов, — отмечает глава Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов. — К тому же в статистику Росстата не включены малые предприятия и ИП, которые в сегменте автоперевозок общего пользования составляют порядка 40% и у них ситуация с падением объемов еще более тяжелая».
По данным аналитики РБК Новосибирск на основе данных «Контур.Фокус», в Новосибирской области зарегистрировано почти 10,5 тыс. организаций в категории «Деятельность грузового автомобильного транспорта и услуги по перевозкам». Три четверти (7,9 тыс.) этих организаций зарегистрированы как ИП, абсолютное большинство — 90% — это предприятия из сегмента микробизнеса. Всего 50 компаний из общего числа имеют годовой оборот более 500 млн руб.
Из общего числа 213 находятся в процессе ликвидации или банкротства. В Новосибирской области доля таких компаний (0,02%) выше среднероссийской на четверть.
По наблюдениям Сергея Максимова, экономические проблемы отражаются на числе перевозчиков. За 9 месяцев 2025 года их число сократилось на 2,6% от аналогичного периода 2024 года, и это без учета малых предприятий и ИП, которые как раз в наибольшей мере попали под удар, и начали уходить с рынка.
«Число активных перевозчиков сокращается: кто мог — заморозил парк, кто не мог — продал часть техники или вовсе ушёл с рынка, — подтверждает Дмитрий Колодаев, руководитель Комитета по транспорту и логистике Новосибирского отделения «Опоры России». — Прибыльность близка к нулевой у большинства малого бизнеса. По факту многие работают на уровне самообеспечения, не закрывая инвестиции, которые были заложены при покупке техники в более благополучные годы».
Ставка и падение спроса
Кризис в отрасли автомобильных грузоперевозок — это следствие торможения всех экономических процессов в стране и одна из причин — чрезмерно высокая ключевая ставка ЦБ,
«Чтобы мотор экономики снова заработал, ее надо снижать, это и будет главная мера поддержки бизнеса, в том числе и в сфере грузоперевозок», — уверен Вячеслав Трунаев, президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП).
Эксперты по разному оценивают ситуацию с балансом спроса и предложения на рынке.
«Объёмы просели, что связано в том числе со спадом числа заказов в строительном секторе — а стройка и транспортная логистика, как известно, «ходят в одной упряжке» и когда стройка останавливается, логистика первой чувствует этот холод», — говорит Дмитрий Колодаев из «Опоры России».
Сейчас многие перевозчики работают на минимальных оборотах, пытаясь тянуть лизинговые платежи при сокращающихся весь год загрузках, говорит он. «Спрос снизился, особенно заметно это в строительстве и промышленности, многие клиенты либо заморозили проекты, либо сокращают траты на логистику, — заявляет Колодяев. — Экспедиторы, чтобы продать рейс клиенту, пытаются хотя бы отбивать лизинговые платежи, о прибыли тут речи не идёт».
«Спрос на автоперевозки достаточно стабильный, — не соглашается Сергей Максимов. — Но себестоимость их такова, что делает их экономически невыгодными: подавляющее большинство компаний работает в убыток и не уходит с рынка лишь в надежде на лучшее будущее. Часть компаний параллельно стала заниматься экспедированием, предоставлением сопутствующих услуг, чтобы выплыть».
Рост себестоимости
Одной из основных проблем сегмента Максимов называет рост стоимости топлива на 17 — 20%.
«Госорганами принимаются ряд мер для стабилизации ситуации с топливом, но чаще это касается розничных цен на заправках для личных автомобилей, — поясняет он. — Большинство грузовых автотранспортных компаний пользуется топливными картами, а на эти инструменты меры господдержки распространяются не в полной мере. К тому же грузовые автомобили в подавляющем большинстве используют дизельное топливо, цена на которое выше, чем на бензин».
Себестоимость растёт уже который год подряд, подтверждает Дмитрий Колодяев. Оновные ее составляющие — топливо, сервис, запчасти, страхование, реклама, а также кадровые расходы.
«При этом стоимость перевозки в условиях роста себестоимости не увеличивается: рынок перегружен свободными машинами, и перевозчики снижают ставки, чтобы удержать хотя бы базовую загрузку», — говорит эксперт.
Целый ряд компаний сейчас оказался на грани банкротства и разорения, заявляет Вячеслав Трунаев из СААП. Резко вырос объем дебиторской задолженности. а отсрочка платежа за выполненные перевозки увеличилась.
«Все больше транспортных компаний страдают от недостатка оборотных средств и в этой ситуации даже штрафы от системы «Платон» и АПВГК за мнимые нарушения могут добить бизнес перевозчика», — отмечает он.
Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков выделяет еще одну проблему. Многие предприниматели хотят уйти с рынка грузоперевозок, но им некому продать технику.
«Вторичный рынок переполнен огромным количеством грузовиков, которые вернулись лизинговым компаниям от клиентов, предложение избыточно, а спрос на минимуме, — говорит он. — Техника у нас всегда покупалась на заемные средства, в лизинг и разорение ряда транспортных компаний в таких условиях неизбежно».
Прогнозы и господдержка
Но оставшиеся на рынке грузоперевозок компании окажутся в выигрыше, полагает Трунаев. Более сильные позиции у тех, кто меньше других обременен финансовыми обязательствами, кто может себе позволить переждать это сложное время.
«На следующий год пока ожиданий облегчения ситуации у нас нет, прогноз — рост себестоимости, при отсутствии пропорционального роста ставок, — говорит Дмитрий Колодяев. — РЖД теряет объемы, и даже в конкуренции с автоперевозчиками, которые все равно снизили цену, не стремятся идти навстречу грузовладельцам и экспедиторам».
По мнению руководителя Комитета по транспорту и логистике Новосибирского отделения «Опоры России», отрасли коммерческих перевозок важна адресная поддержка. «Это реструктуризация лизинговых платежей, особенно для малого и микробизнеса, субсидии на обновление техники, стимулирующие экологичность и безопасность; механизмы гарантированного спроса, например через госзаказы или крупные инфраструктурные проекты; поддержка занятости и подготовки водителей», — говорит Дмитрий Колодяев.
