08.02.2016

Правительство России установило предельный размер тарифов за пользование платными магистралями — от 3 до 12 руб. за километр. Документ принят после того, как с критикой политики ценообразования на платной трассе М11 выступил президент Владимир Путин, поддержавший претензии автомобилистов и Генпрокуратуры. Действующие тарифы документ не скорректирует, но инвесторов от будущих дорожных строек отпугнет, считают эксперты.

Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, регулирующее тарифы на проезд по платным дорогам. Документ устанавливает, в частности, методику определения цены исходя из специальной формулы (учитывает протяженность участка, скидки в зависимости от времени суток и дня недели, другие параметры).

Выход постановления стал реакцией правительства на критику автомобилистов, надзорных органов и руководства страны цен на проезд по трассе М11 от МКАД до Солнечногорска. Напомним, расценки были установлены Северо-Западной концессионной компанией (СЗКК) в ноябре 2015 года. Тарифы для легкового автомобиля варьировались от 250 до 500 руб. (в зависимости от участка дороги). В результате многие водители отказались от пользования трассой — дорога опустела. В конце 2015 года на ценообразование в Минтранс пожаловался губернатор Московской области Андрей Воробьев. В январе текущего года в ситуацию вмешалась Генпрокуратура, предложив правительству РФ установить предельный уровень цен на проезд. Финальным стал комментарий президента Владимира Путина: 25 января он заявил, что по М11 «никто не ездит: вздули цены так, что проехать невозможно».

Основное нововведение правительственного документа — предельный размер цен для разных типов платных автомагистралей. Так, проезд не может обойтись потребителю дороже 12 руб. за 1 км в том случае, если платная дорога строилась на условиях концессии. По этой схеме построено и строится большинство платных магистралей в России, включая М11 (Москва—Петербург) и объезд Одинцово. Если используются иные формы участия частного капитала, тариф не может превышать 3 руб. за 1 км. Речь идет, например, о механизме долгосрочного инвестиционного соглашения (ДИС), который использовался, в частности, при строительстве участков трассы М4 «Дон». В этом случае финансовое участие государства в проекте подавляющее — более 75-80%. Кроме того, частная сторона не может в этом случае самостоятельно собирать плату с пользователей.

Действующие тарифы на проезд по платным трассам пересмотрены не будут, поскольку постановление правительства не имеет обратной силы. Однако накануне выхода документа (4 февраля) СЗКК снизила тарифы на проезд по М11 на 30% (отреагировав таким образом на критику президента). Любопытно, что новые тарифы в целом укладываются в рамки, установленные правительством: средневзвешенная цена на проезд по М11 составляет около 10 руб. за 1 км, то есть на 2 руб. меньше разрешенного.

В госкомпании «Автодор» и СЗКК документ не комментируют.

«Предложенный правительством коридор заведомо выше уже установленных на платных дорогах тарифов, поэтому для автовладельцев ничего не изменится,— говорит директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин.— Думаю, документ адресован скорее не пользователям, а потенциальным инвесторам». Господин Блинкин указывает, что до введения тарифного регулирования «цены определялись исходя из трафика на дороге и необходимости вернуть взятые в банке кредиты». «Теперь инвестор, закладывая в бизнес-модель ограничения, поймет, что сможет внести гораздо меньше денег в проект, а остальные придется обеспечивать государству,— считает эксперт.— Это, конечно, значительно сузит число потенциальных инвесторов и их возможности».

При этом тариф в 12 руб. за 1 км дороги, построенной на условиях концессии, Михаил Блинкин назвал «приемлемым ограничением», а 3 руб. для остальных проектов — «чрезмерно жестким»: «С таким регулированием, боюсь, на конкурсы вообще никто не придет». Отметим, что в данный момент госкомпания «Автодор» готовится провести тендер на выбор компании, которая будет строить еще один подмосковный участок (58-149-й км) на трассе М11 — с победителем конкурса заключат ДИС, тариф на проезд по трассе при этом не должен превышать 3 руб. за 1 км.

Иван Буранов

Коммерсантъ 8 февраля 2016 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики