14.05.2020

В среду, 13-го мая, депутаты Государственной Думы в третьем, окончательном, чтении приняли законопроект об изменениях в ОСАГО. Он, во-первых, продолжает начавшуюся еще в 2019-м году реформу: индивидуализирует стоимость полиса для нарушителей ПДД. А во-вторых, вводит послабления на время эпедимии коронавируса: разрешает заключать договор ОСАГО без диагностической карты.

Вообще, изначально документ был посвящен только реформе ОСАГО. Однако ко второму чтению (чтобы быстрее обеспечить принятие) в него внесли положение о временной «отвязке» ОСАГО от техосмотра.

Через полтора месяца после того, как из-за распространения коронавируса многие предприятия, в том числе и пункты технического осмотра, были вынуждены приостановить свою работу, а людей «посадили» на режим самоизоляции,полис ОСАГО все-таки разрешили оформлять без предъявления диагностической карты. Это разрешение, которое задним числом распространяется на уже заключенные с 1-го марта договоры, будет действовать до 30-го сентября этого года включительно.

Вернее, так: 1-е октября — это предельный срок для всей страны в целом, однако оформлять до этого числа полисы ОСАГО без прохождения техосмотра можно будет только в том случае, если именно до 1-го октября в конкретном регионе, где преимущественно и используется транспортное средство, продолжаются введенные из-за коронавируса ограничительные меры. Как только эти самоизоляционные и пр. ограничения будут сняты, в течение месяца со дня их отмены страховщику необходимо будет предоставить диагностическую карту.

При необходимости Правительство сможет продлить предельный срок еще на 90 дней — приблизительно до 1-го января 2021-го года.

Это положение должно вступить в силу сразу же с момента официального опубликования закона, а закон, в свою очередь, будет официально опубликован после того, как его одобрит Совет Федерации и подпишет Президент.

Поскольку второе и третье чтение документа уложили в два дня (второе чтение состоялось вчера, 12-го мая), можно предложить, что и оставшиеся по регламенту действия выполнят столь же «незамедлительно».

Повышенная ставка за нарушения ПДД

Основное же, ради чего, собственно, и «затевался» законопроект, это продолжение курса на индивидуализацию тарифов ОСАГО — формирование стоимости полиса в большей зависимости от качеств водителя, а не от характеристик транспортного средства.

С этой целью, напомним, с 9-го января прошлого года детализировали коэффициент стажа и возраста водителя (вместо 4 ввели 58 групп) и с 1-го апреля изменили расчет коэффициента бонус-малус (КБМ), отвечающего за историю аварийности: теперь он пересчитывается один раз в год, не обнуляется при перерывах в вождении, а его значение остается одинаковым во всех полисах, куда вписан водитель.

С 9-го января 2019-го года, кроме того, на 20% в обе стороны расширили тарифный коридор. Таким образом, как объясняли, у страховщиков появилось больше возможностей для того, чтобы при выборе базовой ставки действительно учитывать «репутацию» страхователя, устанавливая для добросовестных клиентов меньшее, а для «сомнительных» — большее значение.

Затем реформу хотели продолжить тем, чтобы дать страховщику право еще на 40% выходить за границы тарифного коридора, исключить коэффициенты мощности автомобиля и территории его преимущественного использования, а вместо них ввести новую зависимость для стоимости полиса — от стиля вождения.

Предполагалось, что по желанию клиента в автомобили будут устанавливать телематические устройства, которые будут фиксировать такие параметры, как «резкость торможения, ускорения, перестроения», что, в свою очередь, должно было бы влиять на то, какую базовую ставку — в меньшую или в большую сторону — выберет страховщик.

Плюс, предусматривалось также четырехкратное (с 500 тыс. до 2 млн. рублей) повышение максимального размера выплат за ущерб жизни и здоровью.

Однако из-за опасений, что все эти нововведения могут вызвать значительный (чуть ли не на 30%) рост тарифов, реформу «перекроили».

Из индивидуализации тарифов в ней оставили только одно — зависимость стоимости полиса от количества допущенных нарушений ПДД. Причем учитываться будут только наиболее опасные нарушения (неоднократное в течение года превышение скорости на 60 км/ч и более, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет) и только те из них, которые непосредственно зафиксированы инспектором ДПС. То есть: «выписаны» на конкретного водителя, а не на владельца автомобиля, как при фиксации камерами.

Страховщикам также дадут право при выборе базовой ставки принимать во внимания факт привлечения водителя к ответственности за вождение в нетрезвом виде и оставление места ДТП.

Органы внутренних дел, в свою очередь, должны будут по запросу Российского союза автостраховщиков предоставлять данные о допущенных нарушениях ПДД.

К новому расчету ОСАГО должны будут приступить через 3 месяца после официального опубликования закона — по всей видимости, где-то во второй половине августа.

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики