Вчера, 26 апреля 2024 года, актив СААП встретился с заместителем председателя Общественного совета при Ространснадзоре Геннадием Сартаковым и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николаем Мамулатом. Обсуждались проблемы, связанные со сбоями в работе оборудования автоматических пунктов весогабаритного контроля и с некачественным содержанием федеральных трасс.
Во встрече участвовали президент СААП Вячеслав Трунаев, председатель Правления СААП Алексей Лядусов, коммерческий директор ООО «Сибирский экспедитор» Дмитрий Минор, региональный менеджер ООО ИТЕКО Россия по Сибирскому региону Валерий Парфентьев, юрист ООО «Люгрос» Михаил Кичигин, помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Александр Козырев.
Первый вопрос, который предложил обсудить президент СААП Вячеслав Трунаев, был связан с некорректной работой оборудования АПВГК на автодороге «Шадринск – Ялуторовск» в Курганской области. Сотни автоперевозчиков со всей страны, и в том числе, транспортные компании — члены СААП, в сентябре 2023 года получили огромные штрафы за якобы выявленные нарушения при измерении транспортных средств оборудованием данного АПВГК.
Перевозчики считают данные штрафы необоснованными, поскольку их транспортные средства на своих маршрутах проходили через несколько АПВГК в разных регионах страны. Но лишь АПВГК на автодороге «Шадринск – Ялуторовск» выявила якобы «перегруз».
«Наша машина двигалась из Приморского края в Москву. По пути прошла через многие АПВГК, но лишь этот выявил «нарушение», — рассказал юрист ООО «Люгрос» Михаил Кичигин. Сейчас эта компания в суде оспаривает штраф за «перегруз».
Судится с владельцем данных весов и ООО ИТЕКО Россия. С 19 по 29 сентября 2023 года компания получила за несуществующий «перегруз» 21 штраф на 6,9 млн рублей. ИТЕКО осуществляло перевозки для компании «Сибур». Каждое транспортное средство перед выездом было взвешено на сертифицированных весах на площадке грузоотправителя. Мало того, как объясняет региональный менеджер ООО ИТЕКО Россия по Сибирскому региону Валерий Парфентьев, такой осевой перегруз, который якобы был зафиксирован АПВГК, у некоторых транспортных средств просто физически невозможен. Он говорит, что, доказывая свою правоту, компания готова дойти до Верховного суда.
В октябре 2023 года ГКУ «Курганавтодор» вывел из эксплуатации АПВГК на дороге «Шадринск – Ялуторовск» по причине образования колейности в границах данного комплекса. Однако владелец АПВГК не признает, что в сентябре 2023 года оборудование комплекса работало некорректно. Постановления о штрафах за «перегруз», выявленный данным АПВГК, в судах оспаривают около 500 компаний.
Михаил Кичигин считает, что от сбоев в работе АПВГК перевозчиков могло бы частично защитить законодательное закрепление приоритета результатов взвешивания на весах грузоотправителя по сравнению с результатами взвешивания на АПВГК. Получив акт взвешивания на поверенных сертифицированных весах грузоотправителя, перевозчик будет иметь надежное подтверждение отсутствия перегруза.
«Мы, добросовестные перевозчики, боремся за право доказать свою невиновность. Надо защитить добросовестных перевозчиков!»», — говорит президент СААП Вячеслав Трунаев. По его мнению, в нашей стране у перевозчиков должна появиться возможность проверить на контрольных весах результаты взвешивания на АПВГК. Для начала такие контрольные весы можно было бы разместить хотя бы в крупных городах вдоль федеральной трассы с Запада на Восток. Результаты контрольного взвешивания должны иметь юридическую силу при возникновении судебных споров.
Президент СААП напомнил собравшимся о том, что в ряде европейских стран и в США в комплексе с автоматическими весами ставятся контрольные стационарные весы. АПВГК выполняют функцию только предварительного отбора потенциальных нарушителей. В том, что нарушение действительно есть, помогают убедиться контрольные стационарные весы.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат попросил Геннадия Сартакова обратить внимание Общественного совета при Ространснадзоре на то, что проверки работы оборудования АПВГК в регионах должны во всех регионах проводиться по одному стандарту: с привлечением ассоциаций перевозчиков, общественных организаций, с использованием эталонного транспортного средства.
Второй вопрос, который обсуждали на встрече с представителем Общественного совета при Ространснадзоре, касался содержания федеральных трасс. Коммерческий директор ООО «Сибирский экспедитор» Дмитрий Минор рассказал, что в ноябре прошлого года на федеральной трассе в Республике Бурятия грузовик компании съехал в кювет из-за того, что дорога была не очищена от наледи. Бизнес-омбудсмен Новосибирской области Николай Мамулат подключил к рассмотрению вопроса МТУ Ространснадзора по СФО. В итоге МТУ Ространснадзора по СФО установило факт ненадлежащего содержания дороги и вынесло предостережение владельцу дороги ФКУ «Южный Байкал».
В ходе вчерашней встречи Николай Мамулат предложил перевозчикам чаще фиксировать ненадлежащее состояние федеральных трасс и информировать об этих фактах: «Чем больше будет таких обращений от перевозчиков, тем лучше. Балансодержатель будет понимать, что его работа под контролем».
В завершение встречи перевозчики — члены СААП обратились к заместителю председателя Общественного совета при Ространснадзоре Геннадию Сартакову с просьбой рассмотреть варианты решения данных проблем на заседании Общественного совета при Ространснадзоре и проинформировать ассоциацию о результатах.