С 1 января 2018 года возможна отмена льготы по налогу в отношении движимого имущества. Она была введена на федеральном уровне с 2013 года с целью стимулирования развития производства. Теперь регионы получили право самостоятельно решать вопрос сохранения или отмены данной льготы. Соблазн пополнить местный бюджет очень велик. При этом в очередной раз пострадает региональный бизнес и ухудшится инвестиционный климат нашего региона.
Напомним историю вопроса. 2012 год. Правительство Российской Федерации, рассматривая возможные меры по улучшению инвестиционного климата, обратило внимание на налог на имущество организаций. В соответствии с главой 30 Налогового Кодекса РФ, налогом облагались все основные фонды предприятий, в том числе оборудование, транспорт, спецтехника и прочее движимое имущество. Налог составлял 2,2% ежегодно от остаточной стоимости имущества. С таким режимом налогообложения оборудование с 20-летним сроком полезного использования подразумевало уплату налога в общей сложности в размере 22% от его стоимости за весь срок.
Минфин РФ подсчитал, что в среднем инвестиции в развитие производства в России на тот момент обходились недешево —около 20% от суммы уходило на налоги. В то время как в Европе эти показатели составляли 7-10%. В целом на Западе наметилась тенденция к значительному снижению налоговой нагрузки на имущество и основные фонды предприятия. Вплоть до полной отмены налога на движимое имущество (при сохранении налога на недвижимость).
Логика при таком подходе простая. Компания, вкладывающаяся в обновление основных средств, создает рабочие места и добавленную стоимость, и тем самым обеспечивает рост поступления налогов во все бюджеты.
Учитывая вышеизложенное, власти нашей страны приняли тогда решение отменить налог на движимое имущество предприятий, приобретенное после 1 января 2013 года. И в течение пяти лет эта льгота благополучно действовала.
Декабрь 2014 года. В своем послании к Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин пообещал сохранить фискальную нагрузку и не увеличивать налоги на бизнес в течение 4 лет, то есть до 2019 года. Бизнес запомнил.
Ноябрь 2016 года. Государственная Дума РФ ввела изменения в Налоговый Кодекс РФ и передала решение вопроса о действии льготы по налогу на имущество организаций на региональный уровень. Здесь логика тоже предельно проста: так как средства от этого налога идут в региональный бюджет, пусть регионы и решают — оставлять ли им льготу. Не хватает денег в областном бюджете — есть возможность увеличить поступления и отменить льготу. При этом центральная власть на коне — она-то вводила льготу, заботилась о развитии промышленности. А если ее отменят — так это региональные власти! Политически очень правильное и выдержанное решение.
И теперь решение за местными властями. Понятное дело, что региональный бюджет у нас, даже с учетом последних успехов в деле сбора налогов, довольно скудный. И соблазн пополнить его чрезвычайно велик. Потому очень велика и вероятность того, что будет принято безоглядное решение отменить данную налоговую льготу для пензенских предприятий. Но последствия такого решения могут быть крайне негативными. Остановимся на них подробнее.
ПЕРВОЕ. ЭФФЕКТ МАТФЕЯ
«…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Евангелие от Матфея,25:29)
Острейшей проблемой экономики России считается огромная разница регионов по уровню социально-экономическом развития. При этом большинство регионов в России — дотационные. И именно у них возникнет в первую очередь соблазн отмены льготы. А вот регионы богатые могут пойти по другому пути и сохранить льготу. Сложится довольно интересная картина: налоговая нагрузка в бедных регионах станет выше, чем в регионах благополучных. Бизнес, реагируя на это, будет по мере возможности переходить из бедных регионов, где его и так мало, в богатые. Богатые богатеют, бедные беднеют — именно так формулируется «Эффект Матфея», который может стать девизом региональной экономической политики в нашей стране уже в ближайшем будущем. Где окажется при таком раскладе Пензенская область — можно догадаться. В зависимости от того, какое решение она примет.
Кроме миграции бизнеса, несомненно, будут использоваться другие испытанные способы ухода от налога — дробление, перевод основных средств на другое предприятие (состоящее, например, на «упрощенке»), либо физическое лицо — собственника бизнеса (физические лица налог на производственное оборудование не платят) и другие способы ухода в «тень». Это, в свою очередь, приведет не только к сокращению налоговой базы. Это приведет к снижению прозрачности бизнеса и ухудшению инвестиционного климата в регионе в целом. Если есть сомнения, спросите у банков, как они кредитуют компании, у которых деятельность ведется на одних структурах, а производственные активы принадлежат другим (чаще всего — физическим) лицам.
ВТОРОЕ. ИНВЕСТИЦИИ ТРЕБУЮТ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Инвестиции изначально требуют определенности. Отмена льготы предполагает не только возвращение налога для предприятий, приобретающих оборудования с 1 января 2018 года. Болезненный удар получат компании, приобретавшие основные средства в период с 2013 по 2017 год. После резкого роста курса евро и доллара в 2014-2015 годах импортное оборудование и транспорт подорожали в 1,5-2 раза. При этом находились смелые люди, которые даже в таких условиях решились провести инвестиции в обновление технологического парка. Эти люди, вкладывавшиеся в модернизацию своего предприятия, в покупку дорогостоящего оборудования на пиковых значениях курсов иностранных валют, не рассчитывали на его последующее удорожание на 10-20%. И теперь они получают удар в спину, который может означать не только снижение рентабельности производства, но для кого-то и вовсе край финансовой пропасти.
Ну и, кроме того, это будет означать падения доверия к власти в целом. Как можно вести дела, когда тебе меняют условия уже по ходу игры? В очередной раз…
ТРЕТЬЕ. В БОРЬБЕ С ИНФЛЯЦИЕЙ
Налог на имущество организаций, в отличие, скажем, от налога на прибыль постоянен. Он не зависит от реального экономического положения предприятия, от его денежной выручки. Компания может не вести деятельность, не получать доходов, но имея на своем балансе производственное имущество (оборудование либо транспорт), она автоматически попадает под налогообложение.
За время действия налоговой льготы кардинальным образом поменялась экономическая ситуация. Когда она вводилась, страна находилась в периоде роста экономики. Потребительский спрос рос, синхронно росло производство товаров и услуг, при этом инфляция обеспечивала рост выручки даже при сохранении объемов производства. Реальное бремя налогообложения основных средств в таких условиях с каждым годом уменьшалось не только в связи с официальной амортизацией, начисляемой налогоплательщиком, но и на темпы инфляции в стране.
Сейчас задачей финансовых властей является борьба с инфляцией. Всеми средствами, даже жертвуя ростом доходов населения и ростом производства. Целевые темпы инфляции – на уровне нескольких процентов в год в обозримой перспективе. Инфляция больше не позволит «съедать» налог на имущество – тяжесть его будет ощущаться на протяжении всего срока полезного использования производственного имущества, в течение десятилетий.
Кроме того, упал спрос. В некоторых отраслях очень резко. Например, в строительстве и смежном с ним производстве стройматериалов. Положение этих предприятий сегодня таково, что возврат налога на имущество может стать «контрольным выстрелом», добьющим их. И налоги они уже не заплатят.
Таким образом положительный эффект от возвращения налога на имущество предприятий в регионе, выражающийся в увеличении поступлений в бюджет области, может быть только временным. В более или менее долгосрочной перспективе он обернется своей прямой противоположностью.
Пенза-онлайн 17.02.2017 г.