05.08.2022

Одна из основных проблем, с которой столкнулись многие сферы и отрасли в России после введения санкций стран ЕС и других государств, — это нехватка комплектующих. Как оказалось, многое из того, что даже было локализовано в России, производилось из зарубежных комплектующих. В связи с этим мы спросили у транспортных компаний, испытывают ли они сейчас какие-либо сложности с использованием устройств, обязательных к установке в грузовых автомобилях, — тахографов, бортовых устройств «Платон» и пр.

На самом деле нетрудно вспомнить, что проблемы с бортовыми устройствами «Платон» не так давно уже были. В феврале-марте 2020-го года перевозчики из многих регионов России стали сообщать о том, что в сервисных центрах им перестали выдавать новые трекеры на замену (а замена должна происходить раз в три года и эти три года отсчитываются именно с даты производства устройства), предлагая использовать либо маршрутные карты, либо старое, но перепрограммированное оборудование.

Причем эти сложности тогда растянулись более чем на полгода.

В конце марта, то есть уже задним числом, срок службы для старых бортовых устройств продлили на 90 дней, а в середине июня его пролонгировали еще на 90 дней.

Правда, тогда свое решение в Правительстве почему-то объясняли заботой о здоровье. Мол, за заменой трекера нужно лично идти в сервисный центр, что в эпоху коронавируса грозит еще большим распространением инфекции.

Хотя на тот момент уже было известно, что есть проблемы с производством самих бортовых устройств, потому что, как оказалось, несмотря на постоянные разговоры о необходимости как можно большей локализации, многие детали для трекеров «Платона» не российского исполнения.

Китайского.

И если два года назад этот факт принес перевозчикам неудобства, поскольку начавшийся именно в Китае коронавирус сорвал поставки комплектующих, то сейчас этот же факт на пока избавил транспортные компании от проблем хотя бы в этой сфере.

Как рассказали нам представители рынка, каких-то сложностей с использованием бортовых устройств «Платона», а также тахографов они на данный момент не замечают.

«Относительно эксплуатации тахографов сложностей нет совсем: при выходе их из строя подрядная организация выезжает на место проведения ремонтных работ. Так же, как и бортовые устройства «Платона», их можно получить день в день, а информация о продлении срока службы по окончании рабочего периода отобразится в личном кабинете пользователя. Туда же поступают уведомления обо всех изменениях, связанных с использованием приборов «Платон»», — говорит коммерческий директор по транспорту FM Logistic в России Маргарита Бэнэвиз.

«Подводя итоги по применению блоков СКЗИ и бортовых устройств «Платон», можно сказать, что проблем в этом направлении в настоящее время нет», — заключает она.

Локализовать производство

Еще на этапе запуска «Платона», когда в качестве оператора, несмотря на заинтересованность иностранных игроков, у которых уже был опыт организации подобных систем, выбрали российскую компанию «РТ-Инвест Транспортные Системы», это решение объясняли национальной безопасностью.

В случае введения дополнительных санкций (а Россия уже тогда под ними находилась) могут возникнуть проблемы с поставками необходимого оборудования, работой программного обеспечения и пр., что в принципе может заблокировать функционирование системы дорожных сборов.

Точно по таким же причинам и при разыгрывании тендера на производство первой партии бортовых устройств выбор пал на российскую компанию — ОАО «Центрсвязьинформ» (сейчас бортовые устройства производят еще две российские компании — ООО «ГЛОСАВ» и ООО «МосОблТелематика»).

Правда, и сам производитель признавался, что часть комплектующих приходится завозить из Китая.

После этого на протяжении нескольких лет говорилось о том, что в скором времени будут найдены российские поставщики, однако, как показал 2020-й год, с момента запуска системы в 2015-м году проблема так и не была решена.

В октябре прошлого года премьер-министр Михаил Мишустин поручил Министерству промышленности и торговли и Росстандарту в течение полугода представить предложения о переходе на использование отечественных российских устройств и применения электронной компонентной базы российского производства в их конструкции.

В соответствии с этим распоряжением предполагалось, что уже с 1-го января 2023-го года должно быть выпущено не менее 1,49 млн. единиц оборудования с использованием именно российской электронной компонентной базы.

Кстати, с 1-го января 2023-го года, как сказано в этом же документе, такие устройства должны иметь уже пятилетний межповерочный интервал.

В принципе, по тому, увеличат ли срок обязательной замены бортовых устройств «Платон» с трех на пять лет, мы и сможем понять, было ли на самом деле выполнено поручение…

Транс ру

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики