29.06.2022

Производитель шин Nokian Tyres вслед за Michelin объявил об уходе из России. Завод финской компании в РФ является ее ключевым активом — до 80% всех шин марки в мире выпускалось там. При этом уже в марте на фоне военных действий на Украине компания постепенно начала переносить выпуск на площадки в других странах. С учетом зависимости выпуска шин от импортного сырья и проблем с логистикой и другие западные марки, такие как Pirelli, Bridgestone и Continental, могут свернуть работу в России.

Nokian Tyres уйдет с российского рынка из-за военных действий на Украине и продолжающегося ужесточения санкций, сообщает глобальный офис компании со ссылкой на решение совета директоров. В Nokian ранее говорили, что санкции запрещают импорт шин из России в ЕС, а также экспорт некоторых видов сырья из ЕС в Россию, ограничивают перевозки по России.

Подготовка к выходу с рынка начнется немедленно, и компания оценит «различные варианты». На российский завод во Всеволожске приходилось около 80% выпускаемых в мире шин Nokian, а бизнес-направление «Россия и Азия» обеспечило около 20% продаж Nokian Tyres. Nokian отразит обесценение российских активов во втором квартале 2022 года на сумму около €300 млн. Они будут отражены как исключения, не относящиеся к МСФО, говорится в сообщении. С учетом обесценения стоимость чистых активов Nokian Tyres в России и Белоруссии на 31 мая 2022 года составила около €400 млн.

Отметим, в отличие от других производителей, Nokian работала на вторичную комплектацию автомобилей — то есть решение об уходе прямо не связано с продолжающимся простоем автозаводов РФ.

У шинников, как и других производителей в РФ, есть сложности с поставками материалов и сырья из-за проблем с логистикой на фоне военных действий. В Bridgestone «Ъ» сказали, что «значительная часть компонентов и сырья уже была локализована в России до объявления о приостановке производства, однако часть материалов, необходимых для производства шин на заводе Bridgestone в Ульяновске, поставлялась из других стран».

В Continental указали, что «традиционно шинные производители в России зависят от иностранного сырья, поскольку в рецептуре шины присутствует около 60 различных материалов, часть из которых не производится в России, например натуральный каучук».

В Nokian в более раннем заявлении говорили, что около половины сырья приходится на поставки из-за пределов России.

Ранее 28 июня об уходе из РФ и передаче бизнеса локальному менеджменту объявила Michelin, собираясь завершить этот процесс до конца 2022 года. Компания ссылалась на отсутствие технических возможностей для возобновления деятельности, в частности, «ввиду логистических сложностей в текущем неустойчивом и неопределенном контексте». У «Мишлен Россия» есть производственная площадка Давыдово в 100 км от Москвы мощностью 1,5–2 млн шин для легковых автомобилей. На продажи «Мишлен Россия» приходится 2% общих продаж группы и 1% общего производства легковых шин. В компании указывали, что текущий балансовый риск Michelin в рамках этого проекта составляет около €250 млн.

В России, помимо Nokian и Michelin, также есть заводы иностранных Bridgestone, Pirelli и Continental. В Bridgestone «Ъ» сказали, что «глобальное и региональное руководство компании внимательно следит и анализирует ситуацию на рынке, продолжая работу по определению оптимального для бизнеса в России решения». В Continental не стали говорить, рассматривает ли компания шаги, аналогичные решениям Michelin и Nokian.

Иностранные шинные заводы простаивали с марта. Исключением был завод Nokian, однако компания постепенно переориентировала выпуск на площадки в других странах. Pirelli в марте приостановила инвестиции в РФ, заявив, что выпуск будет постепенно ограничиваться операциями, которые необходимы для обеспечения заработной платы и социальных услуг для сотрудников. В Continental в апреле заявили о возобновлении выпуска в Калуге из-за рисков уголовной ответственности для сотрудников. Сейчас в компании говорят, что «завод находится на плановой остановке, идет штатная работа по подготовке производственного оборудования к возобновлению работы».

Коммерсантъ

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики