В этом сезоне ТУАД планирует протестировать на объектах элементы из композитных материалов, которые позволяют снизить эксплуатационные расходы.
— Мы постоянно мониторим новые технологии, которые появляются в дорожной отрасли, пытаемся внедрить их при строительстве дорог и мостостроении. Особое внимание обращаем на замену материалов, которые быстро выходят из строя, — заявил во время пресс-подхода в ходе круглого стола «Применение новых технологий и композиционных материалов в дорожно-строительном комплексе Новосибирской области» первый заместитель начальника управления ГКУ Новосибирской области «ТУАД» Константин Громенко.
Он подчеркнул, что список объектов и мостовых сооружений, где могут использоваться новые материалы, уже сформирован. Сейчас они находятся в стадии проектирования: эти технологии должны быть заложены в смету на стадии проекта, а также увязаны с элементами мостов и дорог. В частности, он отметил, что речь идет о разработках московской компании ООО НПП «АпАТэК», которая производит конструкции из полимеров. В новосибирском регионе в 2014 году компания построила единственный на тот момент в России автомобильный мост из композитных материалов — через реку Пашинка в Новосибирском районе. Слоистый стеклопластик был использован для сооружения основного несущего элемента моста — главных балок пролетного строения.
— Наше предприятие работает на этом рынке уже 25 лет, у нас в портфеле более 180 конструкций, более 100 патентов. Во всем мире композитные материалы очень широко используются в дорожном строительстве и мостостроении, но у нас в России пока не нашли такого применения. Их уникальность в том, что они более долговечны — расчетный срок службы составляет около 50 лет и превышает срок службы конструкций из ЖБИ и металла, которые быстро разрушаются в больших городах под воздействием агрессивной среды и реагентов, которыми обрабатываются дороги, — рассказал заместитель генерального директора ООО НПП «АпАТэК» Борис Михлин.
Полимерные материалы, по его словам, проще транспортировать в отдаленные районы и легче собирать конструкции. Константин Громенко уточнил, что в случае с новосибирскими проектами речь идет о водоотводных лотках, перильных ограждениях, стойках знаков, лестничных сходов, смотровых ходов и других элементах
— Несмотря на то, что конструкции из пластика стоят на 10-15% дороже, чем элементы, которые изготовлены из металла, но по эксплуатационным характеристикам эти вложения окупаются за 3-5 лет. Металлические лотки у нас, к примеру, сгнивают за пять лет, перила и знаки нужно постоянно подкрашивать. Кроме того, мы сейчас ведем переговоры с производителями по поводу оптовых поставок, что может снизить цену на 20%, так что мы в итоге выйдем на те же параметры, что и с металлическими элементами, — говорит Громенко.
В этом году композитные элементы пока планируется установить на мостовом переходе через реку Иня около села Сарапулка в Карасукском районе, а также на одном из мостов в Искитимском районе. Борис Михлин добавил, что из композитных материалов возводятся пешеходные мосты над платными трассами железной дорогой, в труднодоступных районах.
— В перспективе в Новосибирске мы хотели бы предложить нашу продукцию и для возведения пешеходных мостов. Город большой, много населения, дорог и железнодорожных станций. Композитные материалы также можно использовать на объектах с агрессивной средой, например, в качестве стенок для ограждения свалок, — пояснил он.
В 2013-2014 годах из областного бюджета на строительство моста из композитных материалов было выделено более 43 млн рублей. Созданные в XX веке для нужд аэрокосмической техники новые полимерные композиционные (композитные) материалы оказались весьма конкурентоспособными и в строительстве за счет их высокой удельной прочности, жесткости и коррозионной стойкости. Данные материалы по некоторым характеристикам превосходят сталь, но легче ее в 5-7 раз.