Исходя из соображений необходимости модернизации экономики, с 2013 года по настоящее время, по решению российского правительства налог на движимое имущество взимался на льготных основаниях. Однако в ноябре 2016 года было принято решение передать право выбора ставки налога на региональный уровень. Правительство Новосибирской области рассматривает возможность отмены указанной льготы. И если такое решение будет принято, то уже с 2018 года налог будет возвращен.
20 октября 2017 года в Новосибирске состоялся круглый стол по теме «Налог на модернизацию». Местные предприниматели обсудили возможные последствия отмены данной льготы для городского и областного бизнеса и призвали правительство региона не отказываться от нее. Также на круглом столе присутствовали представители транспортных и промышленных компаний.
На встрече участники обсудили возможные проблемы, с которыми столкнется новосибирский бизнес, если будет принято решение об отмене льготы по налогу на движимое имущество. В частности, президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев отметил, что если другие регионы применят нулевую ставку налога на движимое имущество, то транспортные компании будут вынуждены перерегистрироваться в этих регионах. В первую очередь предприниматель назвал Московскую и Свердловскую области. В процессе дискуссии также были упомянуты Татарстан и Калуга.
По расчетам Трунаева областной бюджет понесет значительные потери в случае ухода предпринимателей в другие регионы: «Сейчас с одной сцепки (тягач и полуприцеп) бюджет получает порядка 36-ти тысяч рублей транспортного налога. 2,6 тысяч рублей – это НДФЛ и примерно 1,2 миллиона рублей – это налог на прибыль при валовом доходе порядка 100 тысяч с одной транспортной линии. Итого 1238 тысяч рублей в год. Если умножить эту цифру на количество большегрузов нашей ассоциации, а их около полутора тысяч, то получится 1,2 млрд рублей. Предположим, что половина предпринимателей не захочет уходить в другой регион, все равно сумма останется очень существенной, порядка 600 миллионов рублей. И такую сумму потеряет бюджет Новосибирской области только в рамках Сибирской ассоциации и только в транспортной отрасли».
Вице-президент Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП), юрист Сергей Карпекин подчеркнул, что многие промышленные компании провели дорогостоящую модернизацию, и для них появление налога на движимое имущество будет иметь очень тяжелые последствия. Также он обратил внимание, что промышленники, в отличие от представителей транспортного бизнеса, не могут перерегистрироваться в другом регионе, следовательно, для них налог связан с еще большими затратами.
Еще одной важной темой, которую поднял Карпекин, стало возможное уменьшение инвестиционной привлекательности Новосибирской области в связи с отменой этой льготы. С ним согласились и другие участники круглого стола. Они особо отметили, что регион теряет потенциал для привлечения инвесторов, поскольку все его преимущества перекрывает налоговая ситуация.
Кроме того, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов, руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по СФО Игорь Сафрошкин и Вячеслав Трунаев указали на социальные проблемы, которые может вызвать отмена льготы. В первую очередь выступающие отметили, что в конечном счете компании будут вынуждены нивелировать затраты, а это скажется на населении, в частности на транспортных тарифах. С мнением коллег согласился президент СРО «Транспортный союз Сибири», Валерий Новоселов, добавив, что помимо повышения цен и тарифов отмена льготы может привести к потере рабочих мест в связи с передислокацией предприятий. Еще одной проблемой, которую подняли бизнесмены, стала аварийная опасность старой техники, которую будет сложно поменять и не понести финансовые потери.
Еще одним важным аргументом, который поддержали все участники круглого стола, стал тот факт, что в этом случае бюджет области не несет убытки, поскольку те средства, которые принесет налог, еще не поступили в бюджет. Заместитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Ирина Каур заметила, что заложенные в бюджет деньги будут получены путем потери тех финансов, которые могли бы принести инвесторы или, вероятно, уходящие в другие регионы предприятия. Также было заявлено, что соответствующие средства уже посчитаны и скорее всего будут внесены в бюджет региона уже в следующем году.
Отвечая на вопрос корреспондента «КС», собравшиеся отметили, что не считают решением проблемы продление срока действия льготы на год. «Мы считаем, что эту льготу нужно применять на очень длительный период, до тех пор, пока экономика не встанет на ноги», – ответил Вячеслав Трунаев.
В завершении дискуссии предприниматели призвали правительство и депутатов Законодательного собрания Новосибирской области сохранить льготу по налогу на движимое имущество, поскольку указанные ими негативные последствия для бизнеса будут иметь отрицательные последствия для бюджета области уже в самое ближайшее время.
Сами представители власти по заверениям модератора мероприятия Сергея Дьячкова, были заблаговременно приглашены на круглый тол, однако на встрече отсутствовали.
Вместе с тем, в письменном ответе председателя Законодательного собрания НСО Андрея Шимкива на обращение транспортников (имеется в распоряжении «КС») говорится, что рассмотрение вопроса сохранения льготы по налогу на имущество «возможно при условии реализации проекта, направленного на расширение налоговой базы, что обеспечит дополнительные поступления в бюджет Новосибирской области. При этом, налоговая льгота может быть предоставлена только на период реализации такого проекта».