На просторах Евразии чрезвычайно важную роль в обеспечении внешней торговли играет автомобильный транспорт. В настоящее время автомобильным транспортом в Казахстан доставляется из стран Евросоюза 70% общего объема импортных грузов. А из Турции в Казахстан автомобильным транспортом перевозится грузов в 6 раз больше, чем железнодорожным. В настоящее время перевозчиками – членами Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО) из Китая через пять пунктов перехода осуществляются перевозки в 14 стран Европы и Азии.
Осваивая западное направление транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия (ТРАСЕКА), представляющее собой систему морских и наземных маршрутов, ими успешно выполняются перевозки грузов из Турции, Украины и ряда других европейских стран. Ведется постоянный поиск и разработка новых наиболее экономически выгодных маршрутов перевозок с учетом меняющейся ситуации на рынке международных автомобильных перевозок.
Однако, во взаимоотношениях с Россией многие элементарные вопросы казахстанских грузоперевозчиков не могут решиться вот уже 6 лет. Владимир Путин на XIII Межрегиональном форуме Казахстана и России ясно дал понять: он готов лично разбираться даже в самых незначительных вопросах, если это пойдет на благо стране и добрососедским отношениям с Казахстаном.
Для Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина встреча на XIII Межрегиональном форуме Казахстана и России была уже восьмой в году. И всякий раз президентам есть что обсудить. В этот раз центральной темой стали транспортная инфраструктура и логистика. Как подчеркнул казахстанский Президент, наши страны в этих отраслях не конкуренты, но стратегические партнеры. Потому и диалог между лидерами состоялся максимально деловой.
– Необходимо создать все условия для кардинального увеличения объемов грузоперевозок, и в первую очередь транзита. Нужно оптимизировать административные процедуры, во взаимной торговле необходима максимальная прозрачность процедур и простота оформления, – обратился и к Президенту РФ, и к членам правительств обеих стран Нурсултан Назарбаев.
Как признал Владимир Путин, для России дороги по-прежнему одна из бед.
– Элементарные вещи, связанные с переходом границы. Казалось бы, у нас границы-то нет. Нет, она существует, и ограничения там существуют, в том числе и инфраструктурные, – признался в своем выступлении Владимир Путин.
И продолжил:
– Со стороны Казахстана построили дорогу, с нашей стороны, к сожалению, пока нет. И пункты пропуска пока являются достаточно узким горлышком для того, чтобы работать так, как мы могли бы работать в полную силу.
По идее, эти моменты должны отрабатывать члены правительства без вмешательства главы государства, но, как сообщили накануне российскому Президенту бизнесмены Оренбурга, чиновники волокитят эти вопросы.
Вот уже который год ставятся препоны для транзита казахстанских грузов через Россию. Книжка МДП (международные дорожные перевозки), по которой казахстанские дальнобойщики везут товар из Европы, введена российской таможней в профиль риска.
– Срабатывает система управления рисками, и машина отправляется на досмотр. Сейчас проводятся даже два досмотра, до семи дней машины стоят и платят до тысячи долларов непонятной конторе, – описал проблему генеральный секретарь Союза международных автомобильных перевозчиков РК Теодор Каплан.
За последние годы через Российскую Федерацию казахстанские перевозчики выполнили 188 тысяч различных рейсов. При этом только восемь перевозчиков допустили нарушение правил транзита по территории России.
То есть, казалось бы, добрососедские отношения и простая логика должны взять верх, но не тут-то было.
– В 2013 году Бельянинов (экс-глава Федеральной таможенной службы РФ Андрей Бельянинов. – Прим. авт.) в присутствии Шувалова (первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов) заявил, что для казахстанских перевозчиков будет восстановлен режим системы МДП. Но ничего не изменилось. Через полгода мы снова подняли этот вопрос, Шувалов возмутился, снова дал команду все вернуть. Вроде бы две таможни для нас открыли – Брянскую и Воронежскую. На четыре месяца, оказывается! В 2014 году казахстанская делегация снова потребовала у Шувалова восстановления системы МДП. И вроде бы опять решение было принято, но ничего не изменилось. И даже когда в мае 2015 года в Боровом было подписано межправительственное соглашение о безусловном открытии TIR (Transports International Routiers – международные дорожные перевозки) на всей таможенной территории, снова ФТС ничего не делает! – сетует Теодор Каплан.
Присутствовавший на XIII Межрегиональном форуме Казахстана и России вице-министр транспорта РФ Сергей АРИСТОВ пообещал, что скоро все требования казахстанских дальнобойщиков будут выполнены. Теодор Каплан согласился еще немного подождать, хотя и признался, что желание вынести проблему на уровень глав государств с каждым днем все больше. Потому как именно благодаря тому, что Казахстан присоединился в свое время к системе Carnet TIR, стал возможен рост товарооборота между Казахстаном и Европой. На сегодняшний день в стоимостном выражении более 72 процентов грузоперевозок из Европы приходится именно на автотранспорт, а из Турции – все 90 процентов.
По материалам ТПП-Информ и Karavan.kz