Сегодня 28 декабря 2024

04.03.2008

Генеральному прокурору
Российской Федерации
Ю.Я.Чайке
125993, ГСП-3, г. Москва,
ул. Большая Дмитровка, 15а

10 апреля 2007 года приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 41 утвержден «Порядок временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения» (далее по тексту Порядок). Во исполнение данного Порядка и других нормативных правовых актов 6 ноября 2007 года Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) издан приказ № 83 «О введении периодов временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2008 году» (далее по тексту Приказ), опубликован в «Российской газете» 19 января 2008 г.
Считаем, что вышеназванные документы противоречат федеральному законодательству и незаконно ограничивают конкурентоспособность хозяйствующих субъектов в области перевозок грузов.

1. В п.1 статьи 14 Федерального Закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено, что временное ограничение движения транспортных средств (далее по тексту ТС) на дорогах может быть осуществлено только с целью обеспечения безопасности дорожного движения, т.е. с целью осуществления деятельности, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий (ст.2 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Согласно п.2 статьи 14 Закона, основания временного ограничения или прекращения движения ТС на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ о безопасности дорожного движения.
Но, в нарушение вышеуказанных статей, в пункте 5 Порядка закреплено, что временное ограничение движения наряду с безопасностью дорожного движения может быть установлено также с целью обеспечения сохранности дорог и дорожных сооружений.
Не отрицаем, что состояние дорог влияет на безопасность дорожного движения. Но для того, чтобы дороги преждевременно не разрушались, необходимо при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог строго соблюдать требования строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов (как того требуют статьи 11 и 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Именно соблюдение установленных требований, а не снижение нагрузки на ось транспортных средств на длительный период времени и будет обеспечивать безопасность дорожного движения.
Более того, изначально нормативы строительства дорог подразумевают, что дороги должны выдерживать установленную нагрузку на ось транспортного средства в течение всего года, в том числе и в весенний период (пункт 4.2 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»). А п.13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. № 1090, с изменениями) прямо говорит о том, что именно должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. А владельцы транспортных средств не должны лишаться предоставленных Конституцией РФ прав на свободное перемещение товаров, услуг, свободу экономической деятельности, а также права на свободное использование транспортных средств для предпринимательской деятельности,
Таким образом, сохранность дорог и дорожных сооружений регулируется другими нормами Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и другими нормативными правовыми актами и нормативными документами, а не статьей 14 вышеназванного Федерального закона, на которую ссылается п.1 Порядка.
Аналогичная точка зрения высказана и в Постановлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26.04.2006 г. № 121-СФ «О программе строительства дорог в Российской Федерации», в котором сказано, что «Слаборазвитая дорожная сеть сдерживает развитие регионов и возможности реализации приоритетных национальных проектов, ограничивает предпринимательскую деятельность».
На основании изложенного следует, что не транспортные средства существуют для дорог, а дороги существуют для государства, хозяйствующих субъектов и транспортных средств и должны содержаться в состоянии, обеспечивающем безопасное и бесперебойное их движение.

2. Пункты 5 и 9 Порядка и пункты 2 и 3 Приказа противоречат п.1 статьи 14 ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п.1 Постановления Правительства РФ от 20.03.2006 г. № 144, так как уполномоченными лицами федеральных органов исполнительной власти может осуществляться лишь временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения. Но вместо этого в вышеуказанных нормативно-правовых актах речь идет об ограничении допустимой нагрузки на ось транспортного средства.
Временное ограничение движения транспортных средств и снижение допустимой нагрузки на ось – это разные понятия, так как ни в одном из нормативно-правовых актов не закреплено, что снижение допустимой нагрузки на ось транспортного средства – это и есть ограничение движения.
Анализ же п.20 Устава автомобильного транспорта, п.4 Постановления СМ РСФСР от 05.03.1969 г. № 129, п.3 Порядка, п.3 статьи 22 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.5.7.6 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», п.1 Постановления Правительства РФ от 20.03.2006 г. № 144 свидетельствует о том, что речь идет об ограничении движения (а не о снижении допустимой нагрузки на ось), которое распространяется на все транспортные средства, независимо от параметров нагрузки на ось, так как вводится оно:
— в периоды неблагоприятных сезонных природно-климатических условий;
— при возникновении конкретной реальной угрозы безопасности дорожного движения;
— в неотложных случаях.

3. В п.1 Постановления Правительства РФ от 20 марта 2006 г. № 144 «О временном ограничении движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам» и п.3 Порядка установлено, что временное ограничение движения вводится в периоды неблагоприятных сезонных природно-климатических условий, при которых снижается несущая способность конструктивных элементов автомобильной дороги.
Что касается Приказа, то в п.1 и приложении № 1 к данному приказу уже указаны сроки начала и окончания действия ограничения нагрузки на ось транспортного средства.
В связи с этим возникает вопрос: как можно заранее знать, что в данный период будут неблагоприятные сезонные природно-климатические условия, при которых будет снижена несущая способность конструктивных элементов автомобильной дороги? Природно-климатические условия являются непредсказуемым явлением, в связи с чем законным и обоснованным ограничение движения транспортных средств будет лишь при их конкретном наступлении.

4. Из пунктов 9 и 10 Порядка следует, что в период введения временного ограничения движения не допускается проезд транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на ось которых превышают допустимые значения, за исключением транспортных средств, осуществляющих перевозки продуктов питания, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов и др. Проезд вышеуказанных ТС осуществляется по пропускам.
Что же касается деятельности владельцев транспортных средств, не попадающих под пункты 10 и 11 Порядка, на период, указанный в Приказе, она будет фактически парализована.
Вышеуказанное говорит о том, что это уже не ограничение, а прекращение движения данных ТС на дорогах.
Складывается нелепая ситуация: разве для ТС, получивших пропуска, безопасность движения не нарушена? Разве эти ТС не наносят ущерб дорожному покрытию?
На основании изложенного следует, что приказ Минтранса РФ от 10 апреля 2007 г. № 41 и приказ Федерального дорожного агентства от 6 ноября 2007 г. № 83 ограничивают права владельцев грузовых (подчеркиваем — не тяжеловесных) транспортных средств на свободное перемещение товаров, услуг и свободу экономической деятельности, гарантированные статьей 8 Конституции РФ, а также право на свободное использование имущества для предпринимательской деятельности, гарантированные пунктом 1 статьи 34 Конституции РФ и статьи 209 ГК РФ.
Данный вывод нашел подтверждение и в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.07.2002 г. по делу 47202-14.
Вышеуказанными нормативно-правовыми актами также нарушены требования подпункта 2,3 пункта 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которая запрещает органам государственной власти принимать акты, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, вводящие ограничения в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации.
Более того, прекращение движения транспортных средств не только нарушит права хозяйствующих субъектов, но и значительно снизит налоговые поступления.

5. Решение об ограничении движения транспортных средств может быть принято с обязательным указанием путей объезда (п.1 Постановления СМ РСФСР от 05.03.1969 г. № 129; пункт 4 статьи 30 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ…»). Но в Приказе маршруты объездных дорог не указаны, хотя автомобильные дороги, на которые распространяются ограничения движения, перечислены.
Требование об указании путей объезда как раз свидетельствует о том, что движение транспортных средств может быть ограничено на конкретных участках дорог, на которых снижена несущая способность конструктивных элементов, и движение по которым действительно не безопасно, а не на всех федеральных трассах практически одновременно. В Порядке и Приказе об этом вообще ничего не сказано, данный вопрос не отрегулирован.
Более того, как показывает опыт прежних лет, субъекты федерации и местные органы власти тоже ограничивают движение ТС по дорогам, находящимся в их ведении, и в те же примерно сроки, что приведет к фактическому прекращению деятельности большинства автотранспортных предприятий по всем дорогам.

Считаем, что исполнение данных документов нарушит баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов и граждан, что в конечном итоге отрицательно повлияет на благосостояние страны.
На основании изложенного, просим проверить законность «Порядка временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования», утвержденного 10 апреля 2007 г. приказом Минтранса РФ № 41, и приказа Федерального дорожного агентства от 6 ноября 2007 г. № 83 «О введении периодов временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2008 году».

Наименование организации:____________________________________ Руководитель:______________________________________ Подпись:____________________

М.П.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики