Транспортный налог: региональный аспект
Ситуация вокруг транспортного налога (ТР) в очередной раз подтвердила отсутствие «обратной связи» между властью и обществом. Депутаты «Единой России», вначале единодушно принявшие повышение базовой ставки ТР, а затем так же единодушно «отработавшие» задний ход, выставили себя в роли марионеток, не имеющих, в сущности, собственной воли. Как в старом анекдоте: «Колебались?» «Да! Но только вместе с линией партии…»
Отсутствие диалога на стадии выработки и принятия решения привело к заметному протестному движению автомобилистов, в котором профсоюз «Дальнобойщик» также принимал участие. Игнорировать недовольство автомобилистов, которое поддержали оппозиционные партии, не удалось. ЕР вынуждена была срочно корректировать свою позицию, не дожидаясь более масштабных проявлений «автомобильного» возмущения.
При этом мы не зря обозначили тему как «Транспортный налог – региональный аспект». Ещё неделю назад, в момент создания сообщения по этой теме на сайте www.dalnoboi.ru, было очевидно: весь груз непопулярных решений федеральная власть перебросит на регионы. Да и сейчас, после возвращения закона о ТР на доработку в Госдуму, есть вполне обоснованные ожидания, что, сохранив базовую ставку, региональным властям будет дано право самостоятельно повышать коэффициент транспортного налога в 5-7-10 раз.
По предложениям территориальных организаций и представителей профсоюза во Владимирской, Тверской, Самарской, Пермской областей, г.г. Москвы, Санкт-Петербурга и др., и исходя из опыта работы коллег, профсоюз «Дальнобойщик», в части транспортного налога считает необходимым перенести основной упор на работу и взаимодействие с региональными органами власти. Разовые акции не смогут привести к сколько-нибудь заметным результатам. Необходима длительная системная работа с исполнительной и законодательной властью.
Примеры такой работы есть.
Так, в Новосибирске некоммерческое партнёрство «Объединение перевозчиков «Сибирь» ведёт такую работу на протяжении нескольких лет. Три года назад, аргументировано доказав, что повышение транспортного налога негативно скажется на работе автотранспортных предприятий, объединению удалось добиться принятия областными депутатами льготной ставки транспортного налога для большегрузного транспорта. Грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 300 л.с. были выведены в отдельную позицию. И транспортный налог на них рассчитывался, исходя из 34-х рублей за лошадиную силу.
– Осенью нынешнего года, – говорит Вячеслав Трунаев, руководитель некоммерческого партнёрства, – у нас в Новосибирске прошли открытые депутатские слушания, где обсуждалось предполагаемое повышение транспортного налога. То есть федеральный закон о двукратном повышении базовых ставок уже готовился, и важно было понять, как решение федеральных органов власти отразится на нашей работе, на работе автотранспортников. На наши вопросы ответили депутаты, заместитель губернатора, и сам губернатор. В ходе обсуждения проблемы мы пришли к следующему: да, три года назад автоперевозчики получили ощутимые льготы в части транспортного налога. Сейчас, спустя три года, эта льготная ставка будет увеличена на 30%. Что, в общем, даже ниже уровня инфляции за этот период. То есть налог на «лошадей» для большегрузного транспорта составит 42 рубля. Нас, автоперевозчиков, это вполне устраивает… Такое компромиссное решение показало, что диалог, который мы ведём в департаментом транспорта областной администрации, с депутатами, учёт взаимных интересов общества, бизнеса и власти эффективнее и продуктивнее спонтанного выражения недовольства…
Очевидные и понятные выводы Вячеслава Трунаева, к сожалению, буксуют там, где такой диалог вести некому. Ни во власти, часто занятой своими внутриклановыми разборками, ни среди автотранспортников.
Интересы разрозненных одиночек от бизнеса автоперевозок выражать, по факту, действительно некому. И только там, где есть дееспособные организации, объединяющие автоперевозчиков, можно рассчитывать на какие-либо заметные результаты…
Каким путём будет развиваться ситуация с региональными транспортными налогами – предсказать несложно. Проблему наполнения региональных бюджетов решать всё равно придётся. При этом профсоюз «Дальнобойщик» рекомендует своим представителям в регионах, автоперевозчикам, руководителям транспортных компаний, представителям общественных объединений использовать намечающиеся акции автомобилистов, либо самостоятельно, в инициативном порядке доводить до региональных органов власти свою точку зрения и требования в части транспортного налога.
Первое.
Транспортный налог, несмотря на его позиционирование, является разновидностью налога на имущество. Недопустимо, когда по одному и тому же критерию – мощность двигателя в лошадиных силах, – оценивается средство производства (коммерческий транспорт), и «понтовый» внедорожник с соизмеримой мощностью двигателя или спорткар.
Определяя ставки транспортного налога, региональные власти должны понимать, что удорожание содержания средства производства, грузового автомобиля, раскручивает увеличение транспортной составляющей в цене практически всех товаров и услуг. Причём в геометрической прогрессии. Мы это наблюдали уже не раз. Так, увеличение стоимости дизельного топлива приводило к увеличению цены перевозки. В пересчёте на килограмм перевозимого груза – не такое уж и существенное. Копейки. Однако при этом грузовладелец-оптовик, кивая на автоперевозчиков, поднимал цену товара уже на рубли. Свои рубли, мотивируя, опять же, повышением расходов на транспорт, дополнительно закладывал в стоимость товара и продавец. Дорожало всё. Увеличение цены транспортной услуги становится толчком к раскручиванию маховика инфляционных процессов на потребительском рынке, к неконтролируемому, но заранее предсказуемому росту цен на продукты, товары народного потребления.
Второе.
Негативные последствия кратного повышения транспортного налога могут перекрыть ожидаемые доходы. Как прямо, так и косвенно. Озабоченные наполнением региональных бюджетов, депутаты готовы будут голосовать за дополнительные 50-100-150 миллионов рублей, которые можно собрать с владельцев грузового транспорта. Но уже через короткое время получат ещё один клубок проблем…
Автотранспортные предприятия и без того переживают не лучшие времена. Снижение объёмов перевозок, увеличение расходов на содержание автопарков, низкая рентабельность уже сегодня либо разорили многие предприятия, либо поставили их на грань выживания.
Повысив ставку транспортного налога, возможно, региональный бюджет разово получит некую прибавку. Однако ряд коммерческих перевозчиков будут вынуждены сокращать свои парки, ставить машины «на прикол», снимать с учёта, сокращать сотрудников. Регион, таким образом, потеряет в подоходном налоге. Появление безработных сотрудников, помимо увеличения социальной напряжённости, будет означать увеличение расходов бюджета на пособия и выплаты.
Резкое многократное увеличение транспортного налога прямо ведёт к снижению базы налога. В ряде регионов отмечается отток автомобилей в регионы с более щадящими условиями содержания транспортных средств. Так, в Нижегородской области, где ставки транспортного налога установлены на максимальной величине, председатель бюджетного комитета нижегородского законодательного собрания Александр Шаронов констатирует, что за последние три года ощутимо возрос отток автомобилей, зарегистрированных в регионе. Это касается как дорогих легковых авто, так и коммерческого транспорта. Упала собираемость налога. Чиновник вынужден признать, что любое дальнейшее повышение транспортного налога будет контрпродуктивным.
Аналогичная ситуация складывается в Санкт-Петербурге: транспортные компании уходят в другие регионы, где ставка транспортного налога ниже, чем в городе. В числе примеров можно привести Тверскую, Воронежскую область.
При этом, например, в ряде субъектов РФ в Южном федеральном округе фиксируется рост количества зарегистрированных транспортных средств, которые оформляются и ставятся на учёт именно потому, что в Дагестане, Чечне ставки транспортного налога минимальны. Автотранспортники готовы идти на все неудобства, связанные с «переменой места жительства», когда видят, что таким образом содержание автопарков позволяет оставить в обороте автотранспортного предприятия, в зависимости от его величины, десятки, а то и сотни тысяч рублей.
Третье.
Попытка «отнять и поделить» деньги выглядит самым примитивным решением. И самым неэффективным. Такими шагами власть вынуждает оставшуюся работоспособную часть автоперевозчиков банально уходить «в тень». Проблема низкой собираемости налога – административная проблема местных органов власти, – приводит к тому, что на легального перевозчика взваливается весь груз ответственности за тех, кто уходит от налогообложения, используя любые доступные схемы и варианты.
Деформированное налоговое бремя делает добросовестных автоперевозчиков заведомо неконкурентоспособными. Как на фоне своих «нелегальных» коллег, так, в ряде регионов, и на фоне автоперевозчиков из государств ближнего и дальнего зарубежья. Следствие – потеря рабочих мест, снижение социальной защищённости работников, ухудшение и без того критической ситуации с безопасностью дорожного движения.
Соответственно, ситуация с транспортным налогом, вне зависимости от того, какие решения будут приняты, должна стать поводом для предметного анализа положения дел в контроле и регулировании автоперевозок на региональных уровнях.
Диалог профессиональных и общественных объединений автоперевозчиков и власти, выработка компромиссных взаимоприемлемых решений возможны в том случае, когда вместо взаимных, и, увы, зачастую обоснованных обвинений стороны найдут в себе силы и возможности прийти к конструктивному решению проблем, учитывающему интересы всех сторон.
Эти тезисы, дополняя и конкретизируя фактами и цифрами, относящимися к деятельности автоперевозчиков Вашего региона, необходимо в любой форме доводить до сведения местных властей. Пора чётко понять – кроме самих автотранспортников, никто этим заниматься не будет. Вариант «выждать-отсидеться, пусть кто-то решает за нас» приведёт только к тому, что все негативные последствия бездумного повышения транспортного налога для грузового транспорта каждый из Вас почувствует, что называется, на собственной шкуре.
В свою очередь, профсоюз «Дальнобойщик», как общественная организация с большим опытом работы, готов оказать автоперевозчикам всяческую помощь и поддержку в налаживании и организации такого диалога. По нашему мнению, это соответствует интересам как транспортников, так и региональных властей.
Валерий Войтко, руководитель
Межрегионального профсоюза
«Дальнобойщик»