21.07.2016

Вчера, 20 июля 2016 года, Общественный совет при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Новосибирской области поддержал предложения Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков о совершенствовании системы весового контроля на дорогах.

Открывая заседание, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Виктор Вязовых первым предоставил слово президенту Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеславу Трунаеву для информации об инициативе ассоциации.

«Проблема весового контроля лихорадит всю отрасль автомобильных грузоперевозок», — рассказал членам Общественного совета президент СААП. По словам Вячеслава Трунаева, перевозчики больше других заинтересованы в сохранности дорог. Но сложившаяся система весового контроля неэффективна для выявления подлинных нарушителей, разрушающих дороги. Так, в прошлом году сотрудники ГИБДД в Новосибирской области остановили транспортное средство, перевозившее проходческий щит, весом в 150 тонн. До того как его остановили, автомобиль успел проехать полстраны. То есть, на дороги выходит супертяжеловесный транспорт без каких-либо разрешений и умудряется обойти посты весового контроля. В тоже время добросовестных перевозчиков штрафуют на огромные суммы за незначительные, а то и вовсе надуманные нарушения.

Основной повод для штрафов – превышение осевой нагрузки. Как напомнил президент СААП, в Петербурге недавно был проведен эксперимент – контрольное взвешивание 15 грузовых автомобилей разных типов. И большинство из них даже при недогрузе по полной массе оказались нарушителями по осевой нагрузке. Автокран взвешивали вообще без груза – все равно превышение. Штрафы за осевой перегруз настолько велики (100-500 тыс. руб.), что могут разорить перевозчика. На практике завышенные штрафы провоцируют коррупцию на дорогах – перевозчику проще откупиться и не проходить весовой контроль.

Член правления СААП Евгений Демченко рассказал участникам заседания, с какими трудностями сталкиваются перевозчики опасных грузов, добиваясь, чтобы взвешивание автомобиля на посту весового контроля было проведено по всем правилам, а значит, точно. «При взвешивании жидких грузов отстой на одну ось должен быть не менее 15 минут. То есть, грузовик с пятью осями не менее часа на весах должен стоять, а сотрудники ГИБДД подгоняют — быстрее», — объяснял он.

Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков обратилась к бизнес-омбудсмену с тремя предложениями. Первое — кардинально (до 2,5 тыс. руб.) уменьшить размер штрафов. Второе — исключить возможность штрафовать перевозчика на основании результатов взвешивания только средствами автоматической фиксации, поскольку у таких весов слишком большая погрешность измерений (перевозчики считают, что динамические весы должны использоваться в комплексе со стационарными). Третье — ввести единый сертификат взвешивания. У перевозчика должна быть возможность на стационарном пункте весового контроля получить документ, подтверждающий отсутствие перегруза как по общей массе, так и по осевой нагрузке. Автомобиль с таким сертификатом должен быть освобожден от проверки на других постах весового контроля при условии, что средства автоматической фиксации не показывают перегруза данного транспортного средства.

Бизнес-омбудсмен рассказал собравшимся, что отправил предложения перевозчиков на экспертизу в «Сибирскую юридическую компанию». О результатах экспертизы участников заседания проинформировал генеральный директор «Сибирской юридической компании» Сергей Карпекин.

По его словам, размер штрафов за осевой перегруз ничем не обусловлен. Все данные о наносимом дороге ущербе показывают, что он в сотни раз меньше, чем размер штрафов. «Кто считал размер штрафов? С какими объективными экономическими показателями они связаны? Мы не нашли этих источников», — сказал руководитель юридической компании.

Он считает, что такой размер штрафов ведет не к дисциплинированию перевозчиков, а скорее к их разорению. Предприниматели пытаются избежать таких последствий и поэтому предпочитают дать взятку инспектору, чем платить огромный штраф. «Зачем заезжать на весы, если знаешь что погрешность до 50% и попасть на штраф 200-400 тыс. руб.? Когда можно остановиться заранее, подойти и попытаться договориться за небольшое вознаграждение», — рассуждал Сергей Карпекин.

По его словам, размер штрафов требует корректировки. Должен ли штраф быть ограничен суммой 2,5 тыс. руб. или другой цифрой, по его мнению, сейчас говорить рано. «Не будем брать цифры с потолка. Нужен нормальный расчет», — подчеркнул Сергей Карпекин.

Он также напомнил, что ранее правила весового контроля разрешали водителю без привлечения к административной ответственности исправить нагрузку на ось (переместив груз в кузове). «Сейчас такой возможности нет. С нашей точки зрения это неправильно», — сказал юрист.

Корректировки требует и норма о размере штрафа при автоматической фиксации нарушений весового контроля. «К чему все идет? Государство будет штрафовать «письмами счастья». Без возможности апелляции, без контрольных измерений. Просто попал на камеру – тебе пришел штраф… И что интересно, в законе зафиксировано так – если перевес зафиксирован автоматически, то штраф максимальный. Совершенно несправедливая ситуация», — считает Сергей Карпекин.

Положительное заключение «Сибирская юридическая компания» вынесла и по поводу предложения перевозчиков ввести единый сертификат взвешивания. Такой сертификат давно применяется в международных перевозках.

В поддержку инициативы СААП высказался и президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов. Входящие в эту ассоциацию компании тоже сталкиваются с проблемой весового контроля. Со своей стороны Союз транспортников, экспедиторов и логистов Сибири направил Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Новосибирской области обращение по поводу весового контроля контейнерных перевозок.

По словам Сергея Максимова, снижение допустимой нагрузки на ось при контейнерных перевозках с 11,5 тонн до 8,5 тонн и отмена возможности приобрести специальные пропуска на провоз тяжеловесных грузов существенно ухудшили условия для предпринимателей. «Но главное — мы вошли в противоречие с международными нормами», — отметил он. Ассоциация просит либо вернуть старую норму допустимой нагрузки на ось, либо дать перевозчикам возможность покупать пропуска на провоз контейнеров.

В заседании Общественного совета принимал участие заместитель руководителя СибУГАДН Виктор Жиглов. Он объяснил необходимость ответственности за превышение допустимой нагрузки на ось: «Осевая нагрузка — это как раз то, что наносит ущерб дорожному полотну. А вот превышение общей массы — это скорее угроза нанесения ущерба искусственным сооружениям (мостам путепроводам)». Он отказался обсуждать существующие нормы весового контроля и размер штрафов, сославшись на то, что для чиновника это было бы неэтично.

Бизнес-омбудсмен поинтересовался у Жиглова, считает ли он справедливым, если у водителя будет возможность в спорной ситуации попросить провести еще одно взвешивание на контрольных весах? «Да», — ответил Жиглов. Как оказалось, идею введения единого сертификата он тоже поддерживает.

Подводя итоги заседания, Виктор Вязовых сказал, что обратится к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в России Борису Титову с просьбой поддержать инициативу сибирских перевозчиков. Со своей стороны обращение СААП ранее переслал Борису Титову бизнес-омбусмен Алтайского края Павел Нестеров.

Генеральный директор Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий Юрий Бернадский пообещал направить по материалам Общественного совета обращение в Торгово-промышленную палату России.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики