19.06.2020

Владельцы АЗС требуют либо умерить аппетиты поставщиков, либо поднять цены в рознице на 1–1,5 рубля

«Такого дисбаланса не было никогда — цены в розницу стоят, а опт повышается», — заявил президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. Причина увеличения — дефицит, который образовался из-за простоя НПЗ и повышения акцизов в рамках механизма демпфера. Частные АЗС сетуют на то, что не больше месяца смогут работать по сегодняшним ценам и уже сейчас торгуют в минус. Они ждут, что бензину позволят подорожать после голосования 1 июля.

ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН ЗА ДВА МЕСЯЦА ПОДСКОЧИЛИ НА 50%
Сегодня биржевые цены на бензин в России пробили исторические максимумы. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость АИ-95 по национальному индексу на текущий момент достигла отметки в 57,8 тыс. рублей за тонну, оставив позади даже кризисные цены 2018 года, когда тонну 95-го продавали за 56,3 тыс. рублей. Более популярный 92-й бензин ушел недалеко от своего высокооктанового собрата, также достигнув максимального уровня — 51,1 тыс. рублей за тонну. Летнее дизельное топливо поднялось в цене до 47,5 тыс. рублей за тонну. Таким образом, всего за сутки стоимость топлива на питерской бирже подросла на 1,16%.

Аналогичная картина складывается во всех регионах страны: в европейской части России, на Урале, в Сибири (56,03 тыс. рублей за тонну АИ-95) и на Дальнем Востоке (57,8 тыс. рублей соответственно). По другим видам топлива (например, летнему дизельному) наблюдается небольшой рост — до 48,2 тыс. рублей за тонну.

Оптовые цены на 95-й бензин уверенно и безостановочно росли с середины апреля и за два месяца подскочили более чем на 50%. При этом если на 92-й цены с наступлением лета немного замедлились, то теперь они снова поползли вверх. Причина — в снижении предложения. В период самоизоляции НПЗ столкнулись с падением спроса и снизили производство, некоторые и вовсе воспользовались ситуацией, чтобы встать на ремонт. В результате после резкого снятия ограничений образовался дефицит.

Но есть и вторая, более весомая причина — механизм демпфера, который в теории призван стабилизировать стоимость топлива. При высоких ценах на нефть правительство РФ компенсирует переработчикам выпадающие доходы, а при низких, наоборот, они платят в бюджет дополнительные налоги. Однако в итоге власти не смогли правильно отрегулировать этот механизм, сейчас нефтепереработчики получают с каждой тонны продукции убытки. Об этом, в частности, в интервью «БИЗНЕС Online» говорил гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов. По его словам, в апреле, в разгар режима самоизоляции, спрос снизился всего на 20%. «Но в мае сработали отрицательные акцизы — демпферы, они сделали переработку неэффективной. И мы были вынуждены снизить ее объемы с 1,3 миллиона до 900 тысяч тонн», — сообщил он.

Минэнерго РФ в начале июня обещало, что производство топлива в скором времени восстановится до объемов аналогичного периода прошлого года, поможет стабилизировать цены и сокращение экспорта бензина с переориентацией его поставок на внутренний рынок. Но о пересмотре механизма демпфера речь не идет.

«ТАКОГО ДИСБАЛАНСА НЕ БЫЛО НИКОГДА, КОГДА ЦЕНЫ В РОЗНИЦУ СТОЯТ, А ОПТ ПОВЫШАЕТСЯ»
«На сегодняшний день мы вынуждены повышать цены для заправок, к сожалению, — признал президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. — За последний месяц опт более чем на 35 процентов поднялся на нефтепродукты. Представьте себе — на треть! Да, заправки у нас зарабатывали в январе – феврале, но такого дисбаланса не было никогда, когда цены в розницу стоят, а опт повышается». По его словам, НПЗ заявляют, что им сейчас убыточно производить, но рынок от этого, по мнению Сулейманова, страдать не должен. «Какие-то проблемы упущены, были допущены ошибки —с тем же демпфером (компенсационный механизм, созданный для поддержания стабильных цен на топливо на внутреннем рынке, — прим. ред.), возможно. Но это не задача бизнеса — искать чьи-то ошибки, его задача — покупать и продавать, оказывать услуги, что мы и пытаемся делать. Да, сегодня можно уже говорить об убытках на заправках. Товар покупаем, он дорогой и дорожает», — подчеркнул президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ, напомнив, что розничные цены регулируют на государственном уровне, заправкам повышать стоимость топлива нельзя больше чем на размер инфляции, то есть на 4–5%.

По его прогнозам, объемы производства топлива сейчас должны увеличиться, хотя по рынку пока этого и не заметно. Во время карантина заводы уходили на ремонтные работы, но сегодня все они уже трудятся. Спрос восстановился очень быстро, жители страны стали все больше ездить. «Если говорить про вертикально интегрированные компании, у которых есть скважины, нефть, переработка, розница своя… Кто там в убытках, я сказать не могу, но на их заправках топливо продается по такой же цене», — констатировал Сулейманов.

Владельцы частных АЗС подтвердили корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в июне объемы продаж почти вернулись к докоронавирусному уровню, но большой радости это не принесло — из-за роста оптовых цен им приходится работать в минус. «Конец мая и июнь я тружусь в ноль, а с учетом затрат на аренду и зарплату сотрудникам — в убытке, — констатирует владелец ООО „Мустанг Ойл“ Сергей Автономов. — НПЗ сильно сократили производство, предложений очень мало на рынке. Я закупаю топливо у группы „Башнефть“, если во время пандемии тонна стоила у них 35 тысяч рублей, то сейчас — в районе 48 (рост 37% — прим. ред.) плюс доставка. Вчера было очередное повышение на 500 рублей за тонну».

По словам Автономова, число клиентов почти вернулось к прежнему уровню — на уровне 85–90% от докоронавирусных показателей. «Сократились затраты на топливо у тех, кто занимается шопингом, а также сказался период отпусков — люди сидят на дачах», — заметил собеседник издания.

По словам директора ООО «Волга-Ойл» Хариса Галимуллина, с повышением оптовых цен на топливо он столкнулся около месяца назад. «Сейчас мы продаем запасы, которые заранее закупали у своего поставщика, вместе с доставкой тонна АИ-92 нам обошлась в 53 тысячи рублей, себестоимость данного бензина — 39,70, а мы продаем его по 39,40, в убыток, — заметил Галимуллин. — Этих запасов нам хватит на 10 дней, а новые партии топлива обойдутся в 56 тысяч рублей, следовательно, убыток увеличится».

Собеседник издания надеется, что в скором будущем ситуация изменится, больше месяца такого ценообразования его бизнес не выдержит. «Я полагаю, что после 1 июля, когда пройдет голосование по поправкам в Конституцию, либо позволят повысить цены на топливо АЗС, либо вынудят снизить стоимость оптовиков, — надеется он. — В противном случае мы опять попадаем в ту же „кому“, что была в 2018 году, когда оптовые цены оказались выше розничных».

Галимуллин признает, что самоизоляция «выбила нефтеперерабатывающие заводы из колеи», поскольку они терпели убытки в апреле и мае из-за низкого спроса, поэтому и сократили производство, что привело к росту спроса со снятием режима самоизоляции. «А теперь им надо решать свои финансовые проблемы, в связи с чем они повысили цены», — рассуждает директор ООО «Волга-Ойл». Вторая причина увеличения стоимости топлива — низкие экспортные цены для нефти. «Поэтому „винки“ будут собирать выпадающие доходы на внутреннем рынке — через АЗС с населения, а мы заложники данной ситуации», — считает Галимуллин.

Предприниматель подчеркнул, что республиканские АЗС не решатся разбавлять топливо, чтобы снизить его себестоимость, или повышать цены. «В пределах Казани точно не будут что-то подмешивать, здесь сильнейшая конкуренция: если у кого-то обнаружится разбавленное топливо, это крах для предприятия, — заметил он. — Не думаю, что станут что-то подмешивать, чтобы уменьшить себестоимость». Галимуллин также рассчитывает, что розничные цены в течение года поднимутся на 4%, в пределах инфляции. «Если не снизятся оптовые цены, для нас будет важно повысить стоимость на рубль-полтора, было бы правильно, если бы правительство Татарстана приняло такое решение, — заключил предприниматель. — При этом значимо, чтобы цены подняли и АЗС вертикально интегрированных компаний, в противном случае к ним перейдут все клиенты, а мы столкнемся с крупными убытками».
«БИЗНЕС Online»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики