23.09.2014

Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил Центробанку расширить градацию стажа и возраста водителей при расчете стоимости полиса ОСАГО. Сейчас она рассчитывается исходя из базового тарифа (1980 руб.) с поправкой на ряд коэффициентов, учитывающих регион, мощность двигателя автомобиля, стаж и возраст водителя.
Нынешних четырех категорий водителей (см. таблицу) недостаточно, чтобы учесть разницу в опыте и поведении водителей, и в результате «старшие и более опытные водители субсидируют более молодых и менее опытных, переплачивая за ОСАГО», говорится в обосновании предложений РСА. Союз предлагает увеличить число категорий вшестеро (четыре — по возрасту и шесть по стажу, см. таблицу).
Чем более дробная система устанавливается, тем «честнее» она работает, считает директор по страховым рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин: большая детальность разбивки критериев позволяет провести «тонкую настройку» поправочного коэффициента.

На этом плюсы предложения страховщиков заканчиваются, полагает гендиректор юридической компании «Главстрахконтроль» Николай Тюрников: «честность» новой тарификации выражается в росте тарифов практически для всех категорий автовладельцев.
Выиграют от нее лишь водители старше 45 лет и со стажем от 7 лет, для остальных цены вырастут, отмечает Тюрников. Для таких водителей — на них, по данным РСА, приходится почти 20% договоров — «предусмотрено наибольшее снижение цены полиса», отмечает директор по методологии страхования РСА Евгений Васильев.
Значения коэффициентов говорят, что цена ОСАГО существенно вырастет для большинства: если раньше коэффициент 1 получали 80-85% водителей (от 23 лет и стажа 3 года), то теперь только 40-50%, замечает директор по продукту страхового интернет-агрегатора «Сравникупи.ру» Сергей Богодух. У РСА другие данные: минимальный коэффициент получали 70%.
Статистика «Сравникупи.ру» показывает: самые дорогие полисы покупали 4% клиентов (менее 22 лет и 3 лет стажа одновременно). У портала Moneymatika.ru похожие данные — 5%. По новой системе коэффициент выше нынешнего максимума в 1,8 будет уже у 20% покупателей «до 32 лет и 4 лет стажа» («Сравникупи.ру»). По расчетам маркетинг-директора Moneymatika.ru Тимура Джуманиязова, по новой тарификации коэффициент свыше 2 получат 19% покупателей.
Если ЦБ, как собирался, увеличит базовый тариф с 1 октября на 25-30%, это даст кумулятивный эффект, только по Москве средняя цена за полис составит около 8000 руб., подсчитал Тюрников. Если предложение РСА пройдет, то с учетом повышения базовых ставок по ОСАГО рост цен составит до 60%, подсчитал Джуманиязов, а при покупке первого в жизни полиса ОСАГО молодые москвичи будут платить 20 757 руб. против нынешних 11 880 руб. Если добавить в расчеты коэффициент бонус-малус, учитывающий безаварийность водителя, то одна авария на первом году стажа удвоит цену ОСАГО на следующий год, продолжает Тюрников, а если аварий будет две, то цена полиса на второй год составит уже 46 414 руб., посчитал Джуманиязов.
Новая система не приведет к значительному росту сборов и прибыли ОСАГО, но «позволит в определенной степени сгладить недостаточность [нынешних] тарифов», уверяет руководитель управления методологии обязательных видов «Альфастрахования» Денис Макаров. По его расчетам, с учетом бонус-малуса выгода для самых опытных и безаварийных водителей может достигать 40-45%.
Новая система может быть учтена при корректировке тарифов с 1 апреля 2015 г., считает заместитель гендиректора «Эрго» Андрей Знаменский. Представитель ЦБ в ответ на запрос «Ведомостей» лишь пообещал «своевременно проинформировать о принятых решениях по тарифам на ОСАГО».

По материалам газеты «Ведомости»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики