14.12.2015

Аномальные погодные явления, а именно ледяной дождь, снегопады и зимние оттепели, как показала практика, способны парализовать деловую жизнь города. Редакция «КС» организовала и провела круглый стол, собрав представителей мэрии Новосибирска, управляющих и транспортных компаний. Кроме выявления наболевших проблем в городском хозяйстве, участники предложили свои пути выхода из погодно-дорожного кризиса.

4 декабря в конференц-зале отеля DoubleTree by Hilton Novosibirsk прошел круглый стол, организованный редакцией деловой газеты «Континент Сибирь» (KSONLINE.RU). Чтобы ответить на все возникшие вопросы относительно содержания городских дорог и услышать предложения по возможному решению возникших проблем, «КС» пригласил лиц, ответственных за содержание дорожной сети, представителей общественных организаций, транспортных компаний и Новосибирского гидрометеоцентра.

В мероприятии приняли участие заместитель мэра Новосибирска Данияр Сафиуллин, начальник управления информатизации мэрии Новосибирска Олеся Филатова, заместитель начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Александр Мысик, председатель комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска Игорь Кудин, исполнительный директор УК «Сибирская инициатива» Сергей Соловьев, генеральный директор ЗАО «УК «Спас-дом» Владимир Булычев, директор МКУ ДЭУ № 6 Николай Некрасов, председатель ТСЖ «Родники 3» Владислав Орищенко, директор МКУ ДЭУ № 1 Дмитрий Мальцев, председатель правления Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Алексей Лядусов, член правления СРО «Транспортный Союз Сибири» Андрей Кулаков, член общественного совета по дорожно-транспортному комплексу Новосибирской области Владимир Кириллов, координатор
автомотоассоциации Денис Шиховцев, директор ООО «МАНИК» Евгений Демченко, начальник Гидрометцентра ФГБУ «Западно-сибирское управление по гидрометеорологии» Анна Лапчик, декан факультета строительства железных и автомобильных дорог СГУПСа Валерий Воробьев.

АНОМАЛЬНАЯ ПОГОДА

Неустойчивая температура и аномальные погодные явления, наблюдающиеся как в Новосибирской области, так и в ряде других регионов России, привели к ухудшению ситуации на дорогах и возникновению дорожных коллапсов. Наиболее ярким примером послужил ледяной дождь, прошедший 24 ноября в Новосибирске. Автолюбители могли наблюдать, как их машины покрылись ледяной коркой, а скользкие дороги стали причиной множества аварий. Были зафиксированы дорожные происшествия, в которых участвовали общественный транспорт и дорожная техника, большегрузный транспорт не мог подняться даже на небольшие подъемы, «шлифуя» колесами на одном месте.

По факту происшествий многие новосибирцы сделали заочный вывод, что город не справился со стихией, обрушившейся на него. Свое мнение горожане, участвующие в деловой и общественной жизни города, активно выражали в комментариях, в том числе на сайте «КС» , а также в соцсетях. Представители бизнеса отмечали, что из-за ситуации на дорогах у них отменились либо перенеслись сделки. Среди основных проблем, которые называли жители города, — отсутствие снегоуборочной техники на дорогах, дорожное покрытие, необработанное песко-соляной смесью, отсутствие информации о действиях дорожных служб.

Актуальность решений, которые позволят справиться с этими проблемами, связана с тем, что, по мнению метеорологов, погодные аномалии будут в ближайшее время учащаться, становясь повседневной нормой, что красноречиво показала сибирская погода последующей недели. Начальник новосибирского Гидрометцентра Анна Лапчик рассказала, что переохлажденный дождь тяжело спрогнозировать. Когда на высоте 1,5–2 км положительная температура, а на поверхности земли отрицательная — невозможно предугадать, будет ли это дождь или мокрый снег. «Такие явления характерны для европейской части России и крайне редки для Сибири. За последние 35 лет было зафиксировано всего пять случаев подобного рода осадков», — подчеркнула Анна Лапчик.

По мнению начальника новосибирского Гидрометцентра, подобные погодные явления становятся результатом глобального потепления, которое уже привело к повышению средних показателей температуры в Новосибирске на 1,1 градус. Повышение температур в основном коснулось холодного периода, в меньшей степени летнего. Типичным проявлением потепления зим в Сибири могут считаться оттепели, вызывающие таяние снега, дожди и даже грозы, которые новосибирцы могли наблюдать 9 декабря в вечернее время. Каждый месяц метеорологи отмечают рекорды по температуре, когда наблюдаются резкие перепады, а также по осадкам, которые выпадают в количестве выше климатической нормы или, наоборот, приводя к засушливым явлениям. По словам Анны Лапчик, все это свидетельствует о неустойчивости погоды на территории Сибирского федерального округа и опасных метеорологических условиях, сказывающихся на здоровье людей.

ЗАКРЫТЫЙ ГОРОД

Своим впечатлением от последствий сибирской зимней погоды поделился председатель правления СААП Алексей Лядусов, который был в курсе многочисленных происшествий, связанных с большегрузным транспортом в дни снегопадов и образования сильного гололеда. Участник круглого стола отметил, что члены ассоциации являются пользователями как городских дорог, так и федеральных, и не могли не оценить разницу в качестве уборки снега. Так, по мнению председателя правления СААП, федеральные трассы находились в идеальном состоянии, асфальт был просто мокрым, в то время как на территории города им было встречено всего два «Беларуса», которые подметали щетками город. Таким образом, колейность, массово образовавшаяся на городских улицах, по оценке выступающего, является следствием не соответствующего погодным условиям содержания дорог.

«Работу коммунальных служб можно было хорошо наблюдать на тех участках бердского шоссе, где можно было проехать только на джипах, — заявил Алексей Лядусов. — Говорить, что службы сделали все возможное, некорректно. При этом постоянно рапортуется о большом количестве техники на дорогах и вывезенных объемах снега, таких как 3 тысячи кубометров. Мы понимаем, каким объемом техники можно вывезти 3 тысячи «кубов» за ночь. В среднем «КамАЗ» может вместить порядка 10 «кубов», за темное время суток он может сделать минимум 10 заездов. Поэтому можно посчитать, что на один район города в лучшем случае работало 4–5 машин. И это называется авральным режимом работы?»

Алексей Лядусов напомнил, что на дорогах образовались большие глыбы наледи, из-за которых легковые автомобили порой не могли проехать перекресток. Самым оптимальным выходом из ситуации с целью разгрузить улицы Новосибирска городские власти посчитали запрет въезда в город для большегрузного транспорта. Председатель правления СААП обратил внимание на то, что перевозимым грузом на тот момент были, как правило, продукты питания и медикаменты. Но и ночью, получив возможность заехать в город, грузовики останавливались, поскольку пробуксовывали на месте.

«На протяжении уже трех или четырех лет мы за свой счет делаем SMS-оповещение, чтобы проинформировать водителей на подъезде в город о его закрытии, — рассказал Алексей Лядусов. — Тогда водители будут хотя бы иметь возможность остановиться неподалеку от придорожного сервиса, а не стоять у обочины порядка 10 часов без элементарных условий для питания и отдыха. Мы уже обращались к мэрии Новосибирска и правительству области о софинансировании программы оповещения, сейчас вышли с предложением установить световые табло, информирующие водителей большегрузов о закрытии города».

«ОНИ МОГУТ НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ И ПОЙТИ РАБОТАТЬ В ДРУГИЕ МЕСТА»

Отвечая на вопросы, поднятые предпринимателями и общественниками, Данияр Сафиуллин в первую очередь напомнил, что на должность заместителя мэра по городскому хозяйству он заступил с 15 мая 2015 года. Как отметил сам вице-мэр, он привык оперативно решать вопросы, но в сфере городского хозяйства столкнулся с другой организацией работы. Своей задачей на сегодняшний день он видит реорганизацию дорожной и аварийной служб, чтобы они могли работать более оперативно, однако замечая при этом, что сразу осуществить задуманное не получится.

«В городских дорожных службах работает более 3000 человек с совершенно другой ментальностью, и порой они работают действительно медленно, — констатировал Данияр Сафиуллин. — Но при этом город не должен расписываться в своем бездействии, не имеет права. Что сейчас делается в работе над ошибками? В режиме видео-конференц-связи работаем уже вторую неделю (начиная с 20-х чисел ноября. — «КС»), при желании можно прийти и посмотреть, каким теперь образом строится работа. План на смену: сколько вышло на дороги техники и сколько из строя, что сделано по конкретной улице на конкретном участке, что помешало произвести необходимые работы. Сейчас наша задача — научить людей планировать свою работу и отвечать за ее исполнение впоследствии, чтобы они действовали по расчету».

Данияр Сафиуллин привел в пример случай, когда он попросил начальника ДЭУ № 1 рассказать о том, в каком составе выходит техника во время снегопадов и в каком количестве, дав достаточно времени на подготовку доклада. Вице-мэр рассказал, что начальник ДЭУ так и не смог ответить на поставленные вопросы, вследствие чего был уволен.

«Так, как работали, работать нельзя, — подчеркнул Данияр Сафиуллин. — Сегодня нужно понимать, что на различные варианты погодных условий должны быть предусмотрены различные варианты действий. В старые добрые времена, говорят, так и было — в общественном транспорте Новосибирска были установлены ящики с песком, и стояла лопатка. Также у дорожной службы в каждом ДЭУ должны иметься по 1–2 тягача с жесткой сцепкой, чтобы иметь возможность приходить на помощь в снегопады или гололедицу в тех местах, где буксует транспорт, в том числе грузовой. А их сегодня нет, точнее есть, но очень мало. Сейчас мы начали практиковать, чтобы на потенциально опасных участках дорог всегда был песок. Не могу сказать, что все выполняется. Но при этом на жалобы, что кто-то не спит уже третью ночь, отвечаю, что они могут написать заявление и пойти работать в другие места».

Вице-мэр в то же время отметил, что унаследованная им от предшественников «несбалансированность бюджета» по департаменту транспорта составляет порядка 900 млн рублей, и до сих пор остаются не погашенными задолженности перед автоперевозчиками, которые привлекались к вывозу снега в 2014 году. У начальников ДЭУ не хватает денежных средств, чтобы обеспечить всем достойные зарплаты, которые могли бы послужить дополнительным мотивационным фактором. Поэтому в качестве экстраординарных мер возможен запрет въезда в город во время неблагоприятных обстановок на дорогах. Однако это не должно становиться нормой — большегрузный транспорт не должен превращаться в изгоя. Также Данияр Сафиуллин добавил, что в снегопады и гололедицу целесообразным является обращение к новосибирцам, чтобы они по возможности отказались от передвижения по городу на своих личных автомобилях.

«ТРЕБУЮТ КРОВИ»

«Если говорить про 24 и 25 ноября, то городская служба не справилась со своими задачами — это очевидно, — сказал депутат городского Совета Игорь Кудин. — Жителям города совершенно все равно, какие проблемы внутри у мэрии Новосибирска и департамента транспорта, им важно, чтобы улицы были чистыми, по ним можно было спокойно проехать или пройти. И конечно, есть очень большой соблазн встать на сторону тех «общественников», которые выступают за срочное увольнение, наказание, лишение зарплат виновных в дорожном коллапсе, в общем, «требуют крови». Но, с моей точки зрения, такая позиция совершенно неконструктивная. На комиссии по городскому хозяйству, обсуждая этот вопрос, мы единогласно выдали кредит доверия Данияру Эльгизаровичу Сафиуллину. Сегодня мы оказались в той ситуации, когда необходимо сделать выводы, затем быстро и технологично эти выводы реализовать. Никто не собирается посыпать голову пеплом и расписываться в своей несостоятельности, мы должны быть готовыми к любым сложностям».

«НЕ МОЖЕТ ДВОРНИК БЕГАТЬ С ЛОПАТОЙ И ЛОВИТЬ КАЖДУЮ СНЕЖИНКУ!»

В роли обвиняемых в дорожном коллапсе оказались руководители ДЭУ, которые также присутствовали на круглом столе «Континента Сибирь». ДЭУ занимаются содержанием дорог, контролируя в том числе и ливневые канализации — на зиму они должны быть закрыты. Закрытие «ливневок» послужило причиной затопления многих улиц во время таяния снега. Однако условия работы, на которые указывали руководители ДЭУ, далеки от простых: на предприятиях наблюдается нехватка техники и рабочего персонала. Так, в ДЭУ № 1 парк техники укомплектован только на 60% от необходимого числа машин. В Октябрьском районе — четыре грейдера, в Центральном — пять, в Дзержинском — пять, в Железнодорожном — четыре, в Заельцовском — четыре.

«Когда 24 ноября примерно в 16:00 прошел ледяной дождь, то по участкам оперативно выехало порядка 30 машин и произвели посыпку песко-соляной смесью, — рассказал руководитель ДЭУ № 1 Дмитрий Мальцев. — Но поскольку ледяной дождь продолжался, то все накладывалось слоями. Я лично за этим наблюдал, и я также слышал претензии, почему в том или ином месте не посыпано. Особенность Центрального района Новосибирска в том, что на улицах тесно, пробки, поэтому грейдеры мы не выпускали, иначе это был бы настоящий коллапс. И вот когда закончилась одна смена и началась вторая в 20:00, мы констатировали, что к двум часам ночи были очищены основные магистрали. Но в три часа ночи снова пошел снег с дождем, и естественно, все, что мы могли сделать — это пройтись по основным магистралям и посыпать песко-соляной смесью. Уже сейчас мы много спорим, может, и не надо было сыпать песко-соляную смесь, потому что там, где она не насыпана, наледь гораздо легче откалывается. Но к утру у нас опять образовались пробки, и мы приняли решение совместно с ГИБДД привлекать экипажи и прометать. Считаю, что с учетом количества техники, укомплектованности экипажа, то есть исходя из тех технических возможностей, после прекращения снегопада нам можно поставить оценку «удовлетворительно».

Говоря о множестве жалоб на уборку как городских дорог, так и внутриквартальной территории, генеральный директор ЗАО «УК «Спас-дом» Владимир Булычев отметил, что горожанами в некоторой степени была поднята паника.

«Мы живем в Сибири, и снег падает каждый год. Ну не может дворник бегать с лопатой и ловить каждую снежинку!» — эмоционально высказался участник круглого стола. Владимир Булычев также добавил, что большую проблему при очистке улиц от снега составляют припаркованные вдоль дорог машины, и особенно «подснежники», так называемые автомобили дачников, которые всю зиму стоят во дворах.

Круглый стол отличался остротой, но и конструктивностью диалога представителей бизнеса и власти, в чем нельзя не отметить заслуги Данияра Сафиуллина. Ни одно из прозвучавших в ходе разговора предложений не осталось без его внимания, многие были зафиксированы с обещанием разобраться и принять решение. Было отмечено, что обеспечение безопасности дорог во время снегопадов, гололедицы и аномальных погодных явлений — дело городского сообщества в целом. Помимо того, что городские службы должны выполнять свою работу, их нужно освободить от препятствий, например, в виде припаркованных автомобилей, и материально обеспечить. Признано необходимым освоение новых технологий, адаптированных к новым типовым погодным условиям.

О них собравшимся напомнили декан СГУПСа Валерий Воробьев и общественник Владимир Кириллов, который высказался за отказ от применения песко-соляной смеси в пользу современных реагентов по примеру Москвы и Петербурга, утверждая, что климат, все более приближающийся к стандартному для столичных мегаполисов, не оставляет нам других вариантов. Данияр Сафиуллин в свою очередь пообещал принять меры по изучению петербургского опыта дорожных технологий. Полезным было напоминание начальника управления информатизации мэрии Новосибирска Олеси Филатовой, что в распоряжении горожан имеется портал мэрии Новосибирска portal.novo-sibirsk.ru, где можно найти информацию не только обо всей работающей технике каждого ДЭУ, но и присутствует много других полезных сведений о ходе ремонта дорог.

Мария Лисица

Континент-Сибирь 11 декабря 2015 года

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики