На прошедшей неделе благодаря Счетной палате выяснилось, что количество должников в системе «Платон» за год резко увеличилось. Министерство транспорта нашло новое применение тахографу. Государственная Дума в окончательном чтении одобрила фотофиксацию техосмотра. А ФАС, несмотря на рост оптовых цен на топливо, по-прежнему не видит причин для их повышения в рознице.
Задолженность по штрафам в системе «Платон» за 2018 год выросла в 169 раз
Такие данные привела Счетная палата.
Впрочем, вряд ли они говорят о том, что постоянные пользователи «Платона» стали более халатно относиться к своим обязательствам.
Просто Ространснадзор, «заполучив» с 8-го июля прошлого года новые полномочия, повыносил постановления слишком большому количеству перевозчиков (особенно из тех, кто в этой системе никогда и не значился), а уж выбивать по этим постановлениям штрафы — вне его компетенции.
Что тут еще можно добавить? Видимо, у Министерства финансов благодаря Счетной палате появился еще один весомый аргумент в пользу того, чтобы включить сборы в рамках системы в Налоговый кодекс.
Потому что уж в Налоговом кодексе есть немало действенных инструментов «выбивания» из должников и непосредственно самой оплаты, и штрафов за ее отсутствие.
Министерство транспорта нашло новое применение тахографу
Теперь с его помощью хотят контролировать прохождение транспортным средством предрейсового и предсменного технического осмотра.
Предполагается, что тот, кто ответственен за осмотр транспортного средства, проведя проверку, запишет результаты на карту тахографа, а оттуда данные поступят в Государственную автоматизированную информационную систему, которую тоже еще надо создать.
При этом при передаче данных рассчитывают на «помощь» ЭРА-ГЛОНАСС и «Платона», где, на минуточку, зарегистрированы далеко не все перевозчики.
В «Платоне», в принципе, пока могут числиться только владельцы 12-тонников и грузовиков потяжелее. А «кнопку» ЭРА-ГЛОНАСС установили в 3,7 млн. автомобилей, в том числе и легковых, в то время как только грузовых на учете в ГИБДД числится около 6,5 млн.
Правда, Министерство транспорта, пытаясь ужесточить контроль, на его тотальное ужесточение и не рассчитывает. По крайней мере, в ведомстве уверяют, что те, кто не должен устанавливать тахографы, устанавливать их не будет, а тем, у кого еще остались тахографы с ограниченными техническими возможностями, менять их тоже не придется.
Они будут обходиться «традиционными» способами — журналом контроля и путевыми листами.
Но здесь мы уточним: предложение Министерства транспорта — это пока еще только предложение. Оно лишь вынесено на публичное обсуждение и не факт, что будет принято. Потому что прежнее предложение ведомства (вести фото- и видеосъемку технического контроля) Министерство экономического развития в пух и прах раскритиковало.
У Министерства экономического развития вообще полно вопросов к тахографам
В частности, в ведомстве до сих пор не видят целесообразности в их замене на те, что с блоком СКЗИ.
Там считают, что установка усовершенствованных тахографов никак не усилила контроль за соблюдением перевозчиками режима труда и отдыха, а лишь увеличила для них финансовую нагрузку, заставляя, наоборот, отказываться от приобретения устройств.
Кстати, может, именно поэтому в Министерстве транспорта и ищут новое применениям тахографам? Ну, чтобы хоть как-то обосновать их необходимость.
Что же касается Министерства экономического развития, то оно предлагает по крайней мере удлинить срок эксплуатации блока СКЗИ до срока эксплуатации самого тахографа. То есть до семи лет (вместо нынешних трех).
И кто знает, может, это предложение все-таки будет принято.
Предложение же Министерства экономического развития по усилению контроля за техосмотром уже одобрено
Государственная Дума в окончательном чтении приняла изменения в закон о техосмотре, которые в том числе предусматривают фотофиксацию техосмотра и перевод диагностических карт в электронный вид.
В первом варианте законопроект, правда, отличался большим ужесточением: транспортные средства в пункте ТО должны были не только фотографировать, но и снимать на камеру, а диагностические карты оформлять исключительно под электронной подписью.
В последнее положение внесли поправку, предусмотрев, что по своему желанию автовладелец может получить бумажный дубликат. А относительно первого подсчитали, видимо, затраты на оборудование диагностических линий, хранение видеозаписей, а также, что вполне вероятно, оценили всю сложность процесса — и решили ограничиться фотосъемкой.
Хотя она, конечно, действительное проведение техосмотра (а именно этого пытались добиться доработкой закона) никак не гарантирует…
Законопроект о создании реестра перевозчиков в первом чтении обещают принять уже в июне
Такое обещание дал председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Евгений Москвичев.
Но мы все еще сомневаемся в его осуществлении. Хотя бы потому, что создание реестра, наличие в котором физических лиц вообще не предусматривается, многим (только в «Платоне» 67% транспортных средств зарегистрировано на физических лиц) угрожает потерей работы.
И уж если перевозчики выходили бастовать против «Платона», который грозил им «лишь» увеличением издержек, то что тогда говорить в этом случае.
Рискнут ли там, наверху, настолько всколыхнуть ситуацию на рынке и в обществе в целом?..
Напомним: для вхождения в реестр надо будет также подтвердить свою финансовую состоятельность, профессиональную надежность и компетентность, а вне его списков законно на коммерческой основе перевозить грузы никто не сможет.
В ФАС традиционно продолжают уверять, что оснований для роста цен на топливо нет
Хотя в это время только за месяц с 15-го апреля по 15-е мая, по данным Российского топливного союза, биржевые цены на бензин АИ-92 выросли на 23%, на АИ-95 — на 18,5%, на дизельное топливо — на 2,5%, а независимые АЗС опять приблизились к грани своей доходности.
Есть, правда, вероятность, что в пору действия «заморозки» цены на АЗС не подскочат. Но «заморозка» продлится до 1-го июля, а потом нефтяные компании, которые из-за соглашения с Правительством уже который месяц недополучают возможную прибыль, запросто могут усилить экспорт или поднять цены на внутреннем рынке.
Что примечательно: уверяя, что оснований для паники нет, ФАС в то же время уже сейчас «просит» нефтяные компании снизить экспорт, дабы исключить внутренний дефицит.
Спрашивается: так есть все-таки основания для роста цен или все равно нет?