Во вторник, 29-го октября, в Кемеровской области открыли дорогу в обход Кемерова. Как подчеркивают в пресс-службе регионального Правительства, трассу протяженностью почти 48 км удалось построить всего за три года, хотя в соответствии с планом работы могли продолжаться вплоть до конца 2027-го года. Еще одним положительным изменением планов стало то, что дорога является полностью бесплатной для проезда, в то время как на этапе подготовки проекта к финансированию строительства рассчитывали привлечь частного инвестора, однако затем у местных властей появилась возможность взять инфраструктурный кредит, благодаря чему они отказались от заключения концессионного соглашения. Правда, потом возникла идея ввести платный проезд для грузового транзитного транспорта, но и она впоследствии не прижилась.
Отметим: до недавнего времени у Кемерова не было объездной дороги, а потому весь транзитный транспорт (в том числе перевозящий уголь) следовал через город, что, естественно, сказывалось на экологической обстановке и способствовало образованию заторов и пробок.
При этом вопрос строительства трассы обсуждался в течение нескольких лет, однако он среди прочего упирался в финансирование проекта.
Так, в частности, из общей стоимости работ в 53,7 млрд. рублей из федерального бюджета на реализацию проекта было выделено меньше половины от необходимых средств — 21,2 млрд. рублей. Оставшуюся сумму каким-то образом необходимо было обеспечить из региональной казны. Именно поэтому изначально предполагалось, что к строительству обхода Кемерова привлекут частного инвестора, заключив соответствующее концессионное соглашение, из-за чего проезд по дороге должен был бы стать платным если не для всего, то точно для транзитного транспорта.
Однако затем на федеральном уровне был введен механизм инфраструктурных кредитов, которым и воспользовались власти Кемеровской области.
Таким образом, трасса в обход Кемерова на 60% была профинансирована именно из регионального бюджета.
«Нам предлагали сделать концессию, но мы понимаем, что концессия закончится огромным налоговым бременем на 15 лет. Поэтому мы приняли решение добавить средства из бюджета области», — подчеркнул в ходе открытия объездной дороги бывший губернатор Кемеровской области, а теперь министр энергетики РФ Сергей Цивилев.
Строительство объездной дороги началось в конце 2021-го года. По проекту предполагалось, что обход Кемерова протяженностью 47,6 км должны открыть для движения не позже 30-го ноября 2027-го года. Однако уже тогда местные власти заявляли, что постараются завершить работы гораздо быстрее — за три года.
«Несмотря на все сложности, от идеи до ввода трассы прошло три года. Реализовать столь крупный проект в такой короткий срок — это большой успех и яркий пример оперативной слаженной работы. Будем работать над тем, чтобы и дальше у нас уходило на возведение новых объектов не более 1 000 дней», — указал на церемонии открытия вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
Он также обратил внимание на то, что «трасса стала хорошим примером реализации проекта с использованием большой доли региональных средств» и подчеркнул ее «как транспортное, так и политическое значение». «Сегодня наш основной товарооборот идет на восток и наличие такого обхода позволяет экономить время на грузоперевозках», — отметил вице-премьер.
В целом, объездная дорога Кемерова, минуя город, соединила федеральную трассу Р-255 «Сибирь» с запада на восток: обход взял свое начало в районе пригородного кемеровского поселка Боровой и вышел на трассу Р-255 рядом с городом Топки в направлении Новосибирской области.
Помимо основного хода, были также построены четыре транспортные развязки, восемь путепроводов, три мостовых сооружения и экодук. При этом ключевым искусственым сооружением стал мост Звездный, который теперь является самым длинным мостом через реку Томь: его длина превышает 884 метра, а высота опор достигает 42 метров.
В свою очередь, экодук в составе обхода Кемерова — это в принципе первый экодук за Уралом. Он представляет собой железобетонный мост протяженностью 87,3 метра и шириной 50 метров, покрытый травой, кустарниками, оснащенный шумозащитным ограждением и созданный специально для перехода диких животных с одной стороны дороги на другую минуя проезжую часть.
Дорога в обход Кемерова имеет четыре полосы для движения с максимальной разрешенной скоростью до 110 км/ч, она относится к высокой IБ категории. Новая трасса также объединена интеллектуальной транспортной системой из оптоволоконной связи, что позволяет мгновенно получать данные о ситуации на дороге и передавать сообщения на информационные табло.
«Северо-Западный обход города Кемерова позволит вывести из областной столицы около 17 тыс. единиц транзитного транспорта в сутки. Это повлияет на экологию, на дорожную сеть и на степень комфорта жителей», — заключил в ходе церемонии открытия губернатор региона Илья Середюк.
Запустить рабочее движение на объездной трассе должны были уже сегодня — к 17.00 по местному времени.