Сегодня 26 декабря 2024

23.03.2018

Избранному президенту и новому правительству, которое будет сформировано после инаугурации, предстоит решить ряд задач, которые тяжелым грузом нависли над российской экономикой и политикой. А населению придется наконец столкнуться с той реальностью, которая заботливо откладывалась властью до выборов. Какие именно «сюрпризы» ждут избирателей в ближайшее время, разбирался «Профиль».

 

 

Пожалуй, самое неприятное, к чему следует готовиться, – это изменения в налоговой системе. Бюджету катастрофически не хватает средств. За годы кризиса Резервный фонд иссяк и 1 февраля официально перестал существовать. На очереди – Фонд национального благосостояния, запасы которого также постепенно тают. Новому правительству предстоит найти иные источники пополнения бюджета либо ужесточить текущие.

 

 

Разговоры об увеличении налоговой нагрузки ведутся уже несколько лет. В 2014 году Владимир Путин в послании Федеральному собранию объявил о моратории на любые действия в этой сфере на четыре года. И до сих пор ему удавалось сдержать свое обещание. Но в 2018 году мораторий заканчивается. В неизбежности налоговых изменений можно не сомневаться: именно Путин распорядился подготовить предложения по налоговой реформе. «Несмотря на внутриполитический календарь, нам все равно необходимо в 2018 году подготовить и принять все соответствующие поправки в законодательство, Налоговый кодекс, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период», – заявил он в послании Федеральному собранию уже в 2016 году.

 

 

НДС и НДПИ
И предложения были сформированы. К концу 2017 года Минфин сосредоточился на двух «маневрах», писали «Ведомости» со ссылкой на собственные источники. Первый – обнулить экспортную пошлину в обмен на повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). И второй – снизить страховые взносы в обмен на повышение налога на добавленную стоимость (НДС). Однако правительство решило не брать на себя ответственность за принятие этих решений и дождаться выборов.

 

 

Маневр с НДПИ направлен на нефтяников, чему последние активно сопротивляются. По их словам, это сделает непривлекательными инвестиции в новые проекты и постепенно, наоборот, приведет к уменьшению поступлений в бюджет.

 

 

Вторая инициатива затронет абсолютно всех россиян и особенно ударит по беднейшим слоям. Увеличение НДС (как предполагается, с нынешних 18% до 22%) автоматически повлечет за собой рост цен. Пострадает и ритейл: при падающих доходах населения покупательная способность снизится еще больше. Такая схема эффективна, когда большая часть доходов населения находится в «серой зоне»: не платят напрямую, заплатят косвенно. Но в Минфине рассчитывают, что одновременное снижение страховых взносов (с 30% до 22%) будет способствовать выходу бизнеса из тени, что принесет дополнительные 450 млрд рублей в 2019–2020 годах. В общем, весьма спорные маневры, и новому правительству предстоит сделать нелегкий выбор.

 

Налог на посылки
Однако это не единственные инициативы, которые обсуждались на протяжении последних лет. Одна из них – обложить НДС трансграничную онлайн-торговлю. Соответствующие законопроекты предлагали и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), которая отстаивает интересы российского онлайн- и офлайн-ритейла. Все они пока остаются без движения.

 

 

Рассматриваются и иные формы налогообложения. Так, в сентябре прошлого года Минфин представил проект федерального бюджета, в котором устанавливался лимит для товаров иностранных онлайн-магазинов в 20 евро (около 1300 рублей) за посылку с 1 июля 2018 года. Продукцию дороже предлагалось обложить пошлиной. По расчетам правительства, это принесет бюджету 30 млрд рублей в этом году и 60 млрд рублей в следующем. Контроль за уплатой предполагалось возложить на «Почту России», которая технически уже готова к реализации этого маневра.

 

 

В какой форме будет взиматься налог, пока неясно. Однако одновременно в следующем году будет снижен порог беспошлинного ввоза товаров иностранных онлайн-магазинов с 1000 до 500 евро в месяц. Об этом страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС – Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия) уже договорились. В 2020 году лимит опустится до 200 евро. В случае превышения получатель посылки должен оплатить таможенную пошлину – 30% от стоимости отправления.

 

 

Акциз на все вредное

 
Другие, но менее популярные инициативы Минфина были связаны с введением налога на различные продукты, которые считаются вредными для здоровья. То предлагалось установить акцизы на газировку, то на безалкогольное пиво, то на соль, то на чипсы, то на парфюмерию и бытовую химию, содержащую спирт (чтобы пили меньше). Естественно, при поддержке Минздрава, который называет это борьбой с диабетом и за здоровый образ жизни.

 

 

На самом деле речь идет, конечно, об оздоровлении бюджета. Министр финансов Антон Силуанов в 2016 году говорил, что акциз на сладкие напитки в размере 5 рублей за литр позволит пополнить бюджет на 80 млрд рублей за три года. Был даже подготовлен соответствующий законопроект, но Госдума его отклонила со ссылкой на его непроработанность. Несмотря на это, слухи о том, что после 2018 года правительство вернется к этой идее, не прекращались. Компания Coca-Cola в прошлом году уже заявила, что намерена снизить содержание сахара в своей продукции.

 

Табак и алкоголь

 
Увеличение стоимости акцизных марок на импортный табак ожидали в январе. Однако летом прошлого года правительство предложило перенести срок на полгода, чтобы их цена оставалась неизменной до 1 июля 2018 года. Недавно Минфин предложил одновременно поднять стоимость акцизных марок и на импортный алкоголь.

 

 

Таким образом, акцизные марки на табак подорожают со 120 рублей за 1000 штук до 200 рублей без учета НДС. Для алкогольной продукции их стоимость вырастет с 1700 рублей за 1000 штук до 1850 рублей. Необходимость этой меры объясняется высоким уровнем инфляции, ростом курса валют и индексацией заработной платы.

 

Бензин и дизель

 
Ставки акциза на бензин пятого класса и дизельное топливо в январе этого года уже выросли на 50 копеек за литр. Однако с 1 июля они увеличатся еще на 50 копеек. Ранее планировалось единоразовое повышение, но в итоге решили проводить его постепенно, в два этапа. По словам Антона Силуанова, это принесет бюджету дополнительные 40 млрд рублей в этом году, которые будут потрачены на развитие инфраструктуры.

 

 

Как заметили СМИ, это довольно существенное повышение, поскольку Налоговый кодекс предусматривает возможность индексации акцизов на инфляцию в 4%, то есть не более 30 копеек для бензина и не более 23 копеек для дизельного топлива.

 

Таким образом, акциз на бензин в январе вырос с 10 130 до 11 213 рублей за тонну, а с 1 июля поднимется до 11 892 рублей. Ранее власти планировали увеличение в 2018 году до 10 535 рублей за тонну. Акциз на дизельное топливо уже подорожал с 6800 до 7665 рублей за тонну и вырастет до 8258 рублей в июле, тогда как ранее предполагалось увеличение лишь до 7072 рублей. При этом чиновники рассчитывают, что это никак не повлияет на цены в розницу. Поживем – увидим. Тем более что дальнейшее повышение акциза уже запланировано и на 2019, и на 2020 годы.

 

Курортный сбор

 
В 2018 году появится сбор, которого ранее в России не было. Размер курортного налога составит не более 50 рублей с человека за одни сутки пребывания на отдыхе. Предполагается, что все полученные доходы пойдут на развитие туристической инфраструктуры. Изначально чиновники планировали ввести его с января 2018 года, но передумали и перенесли на 1 мая, объяснив это началом курортного сезона.

 

 

Правда, пока это произойдет в рамках пятилетнего эксперимента только в четырех регионах: в Крыму, в Краснодарском, Алтайском и Ставропольском краях. Некоторые группы льготников освобождены от уплаты. С 2019 года размер сбора разрешено увеличить, но на сумму не более 100 рублей в сутки.

 

 

«Платон»

 
Сбор с большегрузных автомобилей весом более 12 тонн под названием «Платон» стал известным благодаря протестам дальнобойщиков по всей России в 2015 году. Добиться его отмены им не удалось, но зато получилось уменьшить тариф. Изначально он должен был составить 3,73 рубля за километр, но в результате был утвержден на уровне 1,53 рубля. С тех пор он повышался только один раз, в апреле 2017 года, несмотря на постоянные слухи о его индексации. На данный момент плата составляет 1,91 рубля за километр.

 

 

В этом году власти снова планировали его поднять: до 2,15 рубля с 1 июля. Однако в конце февраля замминистра транспорта Евгений Дитрих неожиданно пообещал, что этого не будет. Интересно, что за неделю до этого министр транспорта Максим Соколов заявлял, что они рассчитывают при помощи «Платона» собрать 23 млрд рублей в 2018 году, учитывая индексацию в середине года. Остается надеяться, что обещание замминистра после выборов нарушено не будет.

 

 

Однако расслабляться дальнобойщикам не стоит. В прошлом году кабинет министров одобрил законопроект, который предусматривает повышение штрафа за неуплату «Платона» в четыре раза, с 5 тысяч до 20 тысяч рублей. С тех пор он оставался без движения, но ничто не мешает чиновникам внезапно вспомнить и про него.

 

 

Пенсионная реформа
Наряду с налоговой реформой новому правительству придется заняться и реформой пенсионной. Во‑первых, уже много лет обсуждается необходимость повышения пенсионного возраста, что тоже является весьма непопулярной идеей среди избирателей. И эта реформа тоже была отложена до выборов. На прошлой неделе Внешэкономбанк подготовил прогноз, согласно которому постепенное повышение пенсионного возраста планируется с 2020 года.

 

 

Во‑вторых, в конце 2017 года РБК сообщил о планах правительства преобразовать Пенсионный фонд в публично-правовую компанию с привлечением работодателей и профсоюзов. Подразумевается, что это позволит новой компании быть более независимой от бюджета и инвестировать свободные средства. Обсуждение, вероятно, начнется осенью 2018 года. Тогда же будет обсуждаться и система индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Она должна заменить замороженную накопительную пенсию. Минфин предполагает, что граждане будут автоматически подключены на отчисления, нарастающие с 1% до 6% с зарплаты в течение пяти лет. Эта идея вызвала острую дискуссию среди чиновников, часть из которых считает, что подобные решения должны быть добровольными.

Профиль

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики