Сегодня 7 декабря 2025

24.10.2025

В практике каждого предпринимателя, чей бизнес связан с автомобильными перевозками, административные споры с контролирующими органами — не редкость. Однако исход такого спора почти всегда предопределен не только самим фактом нарушения, но и качеством юридической поддержки. Яркой иллюстрацией этого тезиса стало дело индивидуального предпринимателя, который сумел добиться полной отмены сразу двух крупных штрафов в Арбитражном суде города Москвы. Ключевую роль в этом успехе сыграла безупречная работа его представителя-юриста.

Суть спора: тяжеловесный автомобильный кран и обвинение в перегрузе

Летом 2025 года МТУ Ространснадзора по ЦФО вынесло постановление о привлечении ИП к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Основанием послужили данные измерения параметров автомобильного крана, которые, по мнению инспектора, показали превышение допустимой нагрузки на третью ось на 19,88% в Омской области. Штраф составил 375 000 рублей.

Предприниматель с этим не согласился, поделился проблемой с руководством Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП). Президент ассоциации порекомендовал обратиться за консультацией к юристам СААП. Уже на этом этапе была заложена первая основа будущей победы: юрист предпринимателя Бакин Александр обеспечил неукоснительное соблюдение пресекательного срока на обжалование, что исключило риски возврата заявления по формальным основаниям.

Примечательно, что судебное заседание прошло в отсутствие обеих сторон, юрист подготовил и направил в суд настолько мотивированное и обоснованное заявление, что необходимость в участии в заседании в г. Москве отпала. Суд принял решение исключительно на основании письменных материалов дела, что является показателем качества подготовленных документов.

Ключевые аргументы защиты, сформированные юристом

Вот какие убедительные доводы были приведены в заявлении и впоследствии легли в основу судебных решений:

  1. Несоответствие данных производителя и акта измерений. Юрист сделал акцент на технической документации автомобильного крана. Согласно данным завода-изготовителя (паспорту ТС и заводской табличке), разрешенная максимальная масса транспортного средства составляла 22 350 кг, а общая масса крана — 21 600 кг. В то же время, в акте Ространснадзора была указана масса в 24 630 кг (и 23 390 кг с учетом погрешности). Таким образом, разница составляла до 2,3 тонн.
  2. Конструктивная особенность транспортного средства. Было подчеркнуто, что автомобильный кран не предназначен для перевозки грузов и не имеет мест для их размещения. Следовательно, его масса является постоянной величиной и не может самопроизвольно увеличиться на несколько тонн.
  3. Физическая невозможность изменения осевых нагрузок. Юрист указал на абсурдность данных измерений: согласно акту, нагрузка на первую ось была меньше заводской на 2 тонны. Такой показатель мог бы быть возможен только при демонтаже двигателя, чего, очевидно, не происходило.
  4. Наличие нарушений на других пунктах контроля. Важным косвенным доказательством стало указание на то, что по маршруту следования из Самары в Якутск автокран проходил другие пункты весового контроля, где спустя три дня превышение также было зафиксировано, что стало причиной выставления еще одного штрафа на 375 000 рублей.
  5. Кардинальное отличие технических показателей одного и того же ТС в двух актах не только между собой, но и относительно заводских показателей. Длина, ширина и высота, а особенно межосевые расстояния одного и того же ТС изменялись в диапазоне от 12 до 26 см по осям, и на 4,92 метра в длину. Приведенные разночтения указывали на то, что измерения как по габаритам, так и по массе и осевой нагрузке производились с ошибками, и параметры, отраженные в актах, не являются корректными.

Юридический финал: справедливость восстановлена, постановления отменены

Все приведенные юристом технические и фактические аргументы были признаны судом установленными и неопровергнутыми. Суд пришел к выводу, что события административного правонарушения не нашли своего подтверждения, и постановления Ространснадзора были признаны незаконными и полностью отменены на основании ст. 24.5 КоАП РФ (отсутствие события правонарушения).

Заключение: профессионализм как главный актив

Указанные дела против Ространснадзора — это наглядный пример того, как отличная работа юриста способна защитить бизнес от необоснованных финансовых потерь. Юрист не только глубоко вник в технические детали, но и виртуозно применил процессуальные инструменты, превратив пассивность оппонента в безоговорочную победу своего клиента. Этот успех доказывает, что даже в споре с государственным органом грамотно выстроенная правовая позиция и внимание к деталям являются решающими факторами для достижения справедливого результата.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики