Сегодня 11 августа 2022

08.08.2017

С 2018 г. компании могут лишиться льготы по налогу на движимое имущество. Она будет действовать лишь в тех регионах, которые ее одобрят. Такой правительственный законопроект Госдума рассмотрит на следующей неделе.

В проекте Основных направлений налоговой политики Минфин предлагал механизм «двух ключей» – предоставлять льготы, предусмотренные Налоговым кодексом, только если они одобрены и регионами. Все льготы предлагалось разделить на категории в зависимости от срока их обязательного применения: пять лет, три года и один год. Когда срок пройдет, регион сохранит льготу или откажется от нее.

Отработать механизм решили на налоге на движимое имущество, так как это не самая дорогая льгота, объясняет чиновник финансово-экономического блока. В 2015 г. она сэкономила бизнесу 110,8 млрд руб., свидетельствуют данные ФНС. Более половины всех выпадающих доходов пришлось на 10 регионов: они недополучили около 60 млрд руб. (см. график). Из них 25,6 млрд руб. – Москва (1,7% ее доходов). В 2016 г. потери составят 25,8 млрд руб., говорит представитель финансового департамента Москвы. 7,6 млрд руб. потерял Санкт-Петербург, 6,6 млрд – Московская область. Только у 11 регионов потери от льготы превышают 2 млрд руб., еще у 12 – 1 млрд. Меньше всего недополучил бюджет Северной Осетии – всего 18,7 млн руб., свидетельствуют данные ФНС.

Эта льгота заработала не так давно – она была введена в конце 2012 г. и касалась имущества, поставленного на баланс после 2013 г. Правительство рассчитывало таким образом стимулировать модернизацию и покупку нового оборудования. Это был своеобразный маневр, вспоминает Вадим Зарипов из «Пепеляев групп»: налог с недвижимости должны были начать рассчитывать с кадастровой стоимости, но отменялся налог на движимое имущество. По сути, правительство отменяло налог на модернизацию, отмечает директор Deloitte Василий Марков.

Все партии так или иначе критикуют действующую власть, но, как считают эксперты, в Думе будут готовы поддерживать ее инициативы

Экономические программы партий полны решительных идей Государству – табак, народу – просторы, бизнесу – уважение

В России налоговая нагрузка на инвестиции в модернизацию достигает 20% против 7–9% в Европе, признавал Минфин в 2012 г. После введения льготы многие компании обновили свои фонды, отмечает председатель совета директоров крупного промышленного холдинга. Поправки приведут к отмене льготы в большинстве регионов – это прямое повышение налоговой нагрузки, говорит Зарипов. Это признает и федеральный чиновник. Хотя президент Владимир Путин обещал до конца 2018 г. не ухудшать налоговые условия. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

У отдельных компаний налоги на движимое имущество могут быть огромными, например у инфраструктурных, говорит член бюро РСПП. Для тех, кто с 2013 г. обновил свой фонд, это будет значительным ударом, признает член экспертного совета ТПП Максим Хвалибов. Продукция на новом оборудовании еще не производится, а налоги уже надо платить, согласен сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Чем больше компания купит нового оборудования, тем выше будет налог, отмечает Марков. Отмена льготы может привести к росту тарифов, предупреждает сотрудник инфраструктурной компании.

Скорее всего бизнес будет стремиться перевести имущество в регионы, которые сохранят льготу, говорят Хвалибов и Александра Суслина из Экономической экспертной группы. «В результате все движимое имущество окажется на балансе в одном регионе», – подтвердил на экспертном совете в Госдуме замначальника департамента налоговой политики РЖД Денис Полехин. Технически сделать это несложно, согласен Хвалибов. Налог на движимое имущество платится по месту регистрации компании, а не нахождения имущества, говорит Марков.

Сами регионы пока не оценивали, будут ли сохранять льготу, говорят опрошенные региональные чиновники. «Льготу будем сохранять», – уверен один из них. Ее отмена все равно не принесет дополнительных доходов, продолжает он, компании будут договариваться с региональными властями и переводить имущество туда, где льгота сохранится. Сохранить льготу для нового оборудования – разумная мера, считает чиновник Калужской области, она не слишком бьет по бюджету региона (потери менее 1 млрд руб. в 2015 г., по данным ФНС), зато стимулирует обновление фондов. Вопрос пока не обсуждался, говорит представитель департамента экономической политики Москвы.

Последние 10 лет регионы страдали от федеральной налоговой политики, считает аналитик S&P Карен Вартапетов, федеральные льготы почти всегда оказывали негативное влияние на региональные бюджеты. Изменение правил введения льготы даст регионам еще одну возможность конкурировать с соседями за привлечение бизнеса, отмечает старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Но ввести собственные льготы смогут не все регионы, предупреждает Вартапетов. В 2015 г. число дефицитных регионов выросло до 76, свидетельствуют данные Счетной палаты. Регионов с профицитом бюджета, напротив, стало меньше – всего девять. Отменять льготу есть смысл тем регионам, где зарегистрированы компании, выплачивающие налоги за всю группу, считает Марков.

Топ-10 регионов по потерям из-за льготы по налогу на движимое имущество в 2015 году

Москва 25,6 млрд руб.

Санкт-Петербург 7,6 млрд руб.

Московская область 6,6 млрд руб.

Краснодарский край 4,6 млрд руб.

Нижегородская область 3,4 млрд руб.

Татарстан 3,2 млрд руб.

Свердловская область 3,1 млрд руб.

Ханты-Мансийский АО — Югра  3 млрд руб.

Челябинская область 2,7 млрд руб.

Ведомости, 28.10.2016 г.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики