Сегодня 28 декабря 2024

15.04.2016

ВОПРОС: Подскажите, пожалуйста, в период весенних ограничений, в Новосибирской области при перегрузке оси от 2 – 10 % больше разрешенных 5 тонн на ось, какое наказание предусмотрено, кроме как штраф в размере 5 тысяч на водителя и возмещение вреда дорогам согласно постановления № 934?

ОТВЕТ:

Движение транспортного средства с превышением допустимой массы или допустимой нагрузки на ось транспортного средства установленных актом о введении временных ограничений движения в весенний период на величину от 2 до 10 процентов без специального разрешения является административным правонарушением ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 12.21.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 рублей («за знак 3.11, 3.12»).

Помимо административного наказания налагаемого компетентными органами в указанном случае владелец автомобильной дороги (уполномоченная подведомственная организация) вправе предъявить требование к владельцу транспортного средства о возмещении вреда дороге в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934.

Размер такого вреда определяется компетентными органами (собственником автомобильной дороги) в зависимости от принадлежности автомобильной дороги.

ОБОСНОВАНИЕ:

Понятие «тяжеловесное транспортное средство» закреплено в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» – это транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Допустимые массы транспортных средств и нагрузки на ось установлены в приложениях № 1 и № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

При этом допустимые нагрузки на ось транспортных средств, установленные приложением № 2 зависят как от числа осей, так и от нормативной (расчетной) осевой нагрузки, под которую рассчитывается автомобильная дорога при ее проектировании и строительстве, а также при ее реконструкции. Действующими стандартами установлены величины нормативной осевой нагрузки в зависимости от категории автомобильной дороги (см. Р 52748-2007, СНиП 2.05.02-85).

Таким образом, автомобильная дорога определенной категории, построенная в соответствии с техническими стандартами, должна быть рассчитана на определенную (нормативную) осевую нагрузку. Категория автомобильной дороги не изменяется в зависимости от времени года. Следовательно, и в весенний период «при снижении несущей способности» дорога определенной категории продолжает оставаться таковой.

Из этого также следует, что понятие «тяжеловесное транспортное средство» не становится «легче» в весенний период. Отнесение транспортного средства к понятию «тяжеловесного» и в весенний период остается прежним – оно становится «тяжеловесным» только при превышении допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось, которые установлены в приложениях № 1 и № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.

Таким образом, транспортное средство, допустимая масса которого и (или) допустимая нагрузка на ось, которого превышает значения, установленные актом о введении временного ограничения в весенний период, но при этом остается в пределах допускаемых значений, определенных в приложениях № 1 и № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом не является «тяжеловесным транспортным средством».

Исходя из составов административных правонарушений, закрепленных в статье 12.21.1 КоАП РФ к нарушителю временных ограничений, не являющемуся «тяжеловесным» может быть применена ответственность, предусмотренная частью 11 названной статьи в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

При этом такой нарушитель не является субъектом административной ответственности, предусмотренной для лиц управляющих «тяжеловесными транспортными средствами» (части 1 – 6).

Также, по этой причине к такому нарушителю не может быть применена обеспечительная мера в виде задержания транспортного средства – «штрафстоянка», поскольку она не установлена КоАП РФ в отношении правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 12.21.1 КоАП РФ.

Поскольку в весенний период проезд по автомобильным дорогам, в отношении которых установлены временные ограничения, с превышением временно установленных значений допустимых нагрузок допускается в отношении исключенных из-под действия ограничений перевозчиков, либо с обязательностью внесения платы в счет возмещения вреда (с получением специального разрешения), владелец автомобильной дороги (уполномоченная подведомственная организация) вправе предъявить к нарушителю временного ограничения требование о возмещении такого вреда. В отличие от административной ответственности, возмещение вреда является мерой гражданско-правовой ответственности.

Размер вреда причиняемого автомобильным дорогам в весенний период определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств.

Порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда установлен Правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934.

В соответствии с пунктом 13 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:

1) Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;

3) органами местного самоуправления в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения;

4) собственником автомобильной дороги в случае движения указанного транспортного средства по частной автомобильной дороге.

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Новосибирской области определен постановлением Правительства Новосибирской области от 25.03.2011 г. № 111-п.

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения города Новосибирска определен Постановление мэрии города Новосибирска от 04.02.2013 № 890.

Михаил Кичигин
Юридическая компания «Авторитет»
www.avtoritet-54.ru

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики