13.12.2022

На 1,7 млн ед. сократилось число проданных полисов ОСАГО за первые 10 месяцев 2022 года, однако такое снижение не повлияло на доходы страховщиков: сборы выросли до 219,1 млрд руб. Для сравнения: годом ранее этот показатель составил 194,5 млрд руб. Участники рынка рассказали РЖД-Партнеру, что автовладельцы предпочитают выплачивать штраф за отсутствие ОСАГО, а не покупать полис, который не гарантирует возмещение убытков.

За последний год стоимость ОСАГО повышалась дважды: летом из-за роста цен на запчасти и расширения тарифного коридора он подорожал на 26%, ранее, в апреле, на 30% подорожал из-за новых коэффициентов. По верхней планке покупают документ неопытные и часто попадающие в аварии водители, а также таксисты. Все дело в том, что сектор страхования такси убыточен и страховые компании включили его в перестраховочный пул, объясняет Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси.

«Мы направляли запросы в РСА и ЦБ РФ с просьбой поделиться данными анализа показателей обязательного страхования такси, но нам в этом отказали. По факту эта информация не является открытой», – продолжает она.

Сейчас застраховать такси стало практически невозможно, с проблемами в оформлении ОСАГО сталкивается 97% владельцев такси, показывают опросы Общественного совета. При этом стоимость самого документа в итоге выросла до 80 тыс. руб. в некоторых регионах, говорит И. Зарипова.

«Из-за перестраховочного пула такси страхуют только по максимальной планке», – подчеркивает она.От ОСАГО отказываются не только таксисты, но и рядовые автовладельцы. Их около 5–8% – такие данные публикует «Альфа Страхование». На дороги выезжает около 6 млн автомобилистов без ОСАГО, добавляет пресс-служба ГК «Автодом». Если полис ОСАГО оформлен, но водитель не имеет документа при себе, то автовладельца штрафуют в размере 500 руб. Если полиса нет вовсе, то штрафные санкции повышаются до 800 руб.

«Для того чтобы снизить число автомобилистов, отказывающихся от ОСАГО, стоимость полиса не должна формироваться по максимальной границе тарифного коридора. Автоматическая фиксация отсутствия полиса ОСАГО камерами ГИБДД также может повысить долю автовладельцев, приобретающих полис», – рассуждают в пресс-службе ГК «Автодом».

При оформлении ОСАГО автомобилист страхует возможный риск ущерба, нанесенного другому участнику при ДТП, объясняет пресс-служба ГК «Автодом». Поэтому полис обязательного автострахования необходим каждому владельцу автомобиля.

«Компенсацию страховая компания выплачивает в случае повреждения автомобиля, причинения вреда здоровью и ущерба перевозимому в автомобиле грузу. Ущерб пострадавшей стороне возместит страховая компания виновника», – добавляет пресс-служба.

Однако только в пределах лимита, установленного государством, подчеркивают здесь. Если в ДТП повредили автомобили или груз, то размер выплаты по полису составит до 400 тыс. руб. Если есть пострадавшие, то на лечение страховая может выплатить до 500 тыс. руб. На возмещение ущерба по страховым случаям должно быть направлено не менее 80% средств от продажи полисов, согласно указу ЦБ. Однако страховые компании не выполняют эти условия, средства направляют на формирование резервов по выплатам и администрирование процедур оформления страховки, следует из заявления Сергея Миронова, председателя партии «Справедливая Россия» в Генпрокуратуру. По данным депутата Госдумы, фактически на ремонты по ОСАГО в 2021 году направили только 63,8% (150,8 млрд из 236 млрд) от собранных страховщиками премий по всем заключенным за год договорам.

Официально страховые компании пока не готовы комментировать ситуацию, неофициально заявляют о невозможности гарантировать выплату автовладельцам в полном объеме, так как выросли затраты на поиск комплектующих, в частности, выросла стоимость запчастей, а некоторые позиции и вовсе невозможно заменить на рынке – официальные поставщики ушли.

Между тем, согласно официальным данным, за первые 10 месяцев выплачено на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Средняя премия увеличилась на 18%, почти до 6,6 тыс. руб.

РЖД Партнер

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики