Сегодня, 2 марта 2017 г., в пресс-центре агентства «Интерфакс-Сибирь» в Новосибирске прошла пресс-конференция на тему «Перспективы создания в Новосибирской области инфраструктуры для развития грузовых автоперевозок». Мероприятие было организовано Сибирской ассоциацией автомобильных перевозчиков (СААП).
В пресс-конференции приняли участие начальник УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергей Штельмах, начальник отдела имущественных отношений ФУАД «Сибирь» Игорь Осипов, начальник отдела весового контроля, сервисного обустройства и рекламы ТУАД Новосибирской области Игорь Горожанин, депутат Совета депутатов города Обь Александр Солохин, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов и президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.
О том, почему перевозчики инициировали обсуждение проблемы создания инфраструктуры, в своем вступительном слове рассказал президент СААП Вячеслав Трунаев:
— В долгой дороге у водителя магистрального автопоезда должно быть время, чтобы отдохнуть, восстановить силы. К сожалению, сейчас, как правило, водителю приходится отдыхать, остановив автомобиль на обочине, а обедать – в убогих придорожных забегаловках.
По всей Западной Сибири качественные объекты сервиса вдоль федеральных и территориальных дорог можно пересчитать по пальцам. Наверное, самый современный из ближайших к нам построен на территории Алтайского края на границе с Новосибирской области. Он называется «Грань Алтая». В нашем же регионе только два автокомплекса («У Шмаковых» и «Капитан» на трассе Р-254 «Иртыш») отвечают тем стандартам, которые хотели бы видеть перевозчики.
Потребность в сервисных зонах велика. Особенно в дни, когда из-за сложных погодных условий (сильный снегопад, гололед) власти запрещают въезд большегрузного транспорта в Новосибирск. Сотни фур выстраиваются вдоль обочин, поскольку в пригородах Новосибирска просто нет цивилизованных условий для стоянки автопоездов и отдыха водителей.
Еще одна проблема, связанная с инфраструктурой – это не слишком удачное расположение логистических комплексов межрегионального значения. Многие компании размещают в Новосибирске свои распределительные центры, отсюда развозят товары в соседние области. Но так уж сложилось, что, как правило, до крупных складов надо добираться по городским улицам, движение по которым и без того перегружено.
Сегодня мы хотим поговорить о перспективах развития инфраструктуры вдоль наших дорог – о том, что надо сделать для создания в регионе современных сервисных зон и логистических комплексов. Мы знаем, что Росавтодором принята Стратегия развития придорожного сервиса на федеральных автомобильных дорогах и в соответствии с ней в Новосибирской области планируется создать несколько многофункциональных зон придорожного сервиса.
Что ждут перевозчики от сегодняшнего мероприятия? Нам хотелось бы понять как государство собирается стимулировать частных инвесторов реализовать эти проекты? Все-таки предполагается, что сервисные объекты появятся именно благодаря частным инвестициям. А бизнес до сих пор не слишком охотно вкладывал средства в создание придорожной инфраструктуры. И понятно почему. Чтобы построить комплекс, в составе которого будут кафе, мотель, СТО надо потратить десятки миллионов рублей. Одно только асфальтирование площадки для стоянки 50 магистральных автопоездов оценивается примерно в 20 млн руб. Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, нужны специальные меры поддержки и стимулирования со стороны государства. Наверное, надо вести речь о выделении земельных участков на льготных условиях, предоставлении каких-то преференций по налогам. Надеюсь, что и на этот вопрос мы сегодня попробуем найти ответ.
Как рассказал участникам пресс-конференции начальник отдела имущественных отношений ФУАД «Сибирь» Игорь Осипов в Новосибирской области на 626 км федеральных трасс размещен 101 объект придорожного сервиса. В том числе, 37 объектов на дороге «Иртыш» от границы Омской области до Новосибирска, 23 — на дороге «Сибирь» от Новосибирска до границы с Кемеровской областью, 35 — на дороге «Чуйский тракт» до границы с Алтайским краем и 6 на Северном обходе Новосибирска.
Государство ужесточает требования к объектам придорожного сервиса, поэтому их количество за последние два года несколько уменьшилось (в 2014-2016 гг. — на 11 объектов). По 48 объектам суды приняли решения понуждающие собственников придорожного сервиса оборудовать переходно-скоростные полосы, освещать их, устанавливать дорожные знаки. В результате, уже выполнено освещение переходно-скоростных полос общей протяженностью 23,5 км.
По словам Игоря Осипова, инвесторы ведут строительство нескольких крупных придорожных комплексов на территории Новосибирской области. Так, крупный комплекс появится, например, на 1054-м километре трассы «Иртыш». Уже выполнено примыкание к трассе с правой и с левой стороны, построены переходно-скоростные полосы и две АЗС. А на границе с Кемеровской области будет развиваться комплекс рядом с АЗС «Газпромнефть». Уже отведен земельный участок площадью 3,5 га для стоянки транспорта.
Начальник отдела весового контроля, сервисного обустройства и рекламы ТУАД Новосибирской области Игорь Горожанин рассказал, что на 12 тыс. км региональной сети дорог размещены более 200 объектов сервиса. Большая часть из них появилась в 1990-е начале 2000-х годов и находится в неудовлетворительном состоянии. Кроме того, объекты размещены по дорожной сети неравномерно (порядка 60% всех объектов расположены на трассах Новосибирск – Павлодар, Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий и Новосибирск – Колывань – Томск). В основном это придорожные кафе и закусочные. Как правило, они расположены вблизи населенных пунктов, в которых проживают владельцы данных сервисов.
По словам Игоря Горожанина, основные причины, из-за которых инвесторы не хотят вкладывать средства в развитие придорожного сервиса – дороговизна объектов и долгий срок окупаемости. Но правительство Новосибирской области предпринимает меры для решения данной проблемы. Еще в 2013 г. оно определило участки для размещения парковок на региональных дорогах. А в 2014 г. Минтранс региона и ТУАД разместили заказ на проведение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации на строительство таких парковок. За счет бюджетных средств отводятся и обустраиваются земельные участки, подводятся инженерные коммуникации, осуществляются обустройство примыканий к дороге. Разработаны проекты восьми парковок. Средняя стоимость обустройства каждой площадки составляет порядка 70 млн руб. Эти расходы бюджет берет на себя.
О необходимости развития придорожного сервиса говорил на пресс-конференции и начальник УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергей Штельмах. Он в частности предложил обратить внимание на опыт ряда европейских стран, где на объектах сервиса на автобанах не продаются алкогольные напитки.
Президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов рассказал о необходимости строительства в пригороде Новосибирска современных логистических комплексов. По его словам, сейчас даже РЖД признает необходимость комбинированных перевозок с участием автомобильного транспорта. Именно автотранспорт эффективен при доставке грузов из Новосибирска в соседние города. В зоне дневного хода автотранспорта (7-8 часов) от Новосибирска проживают около 11 млн человек. Интеграция железнодорожного и автомобильного транспорта усилится при концентрации в Новосибирске логистических комплексов.
К сожалению, до сих пор новые складские комплексы создавались преимущественно в левобережной части Новосибирска и в городской черте. Сейчас в Новосибирске 79% складов расположены на левом берегу и только 21% на правом берегу. При этом большая часть населения и торговых центров находится на правом берегу. В итоге большое количество грузовиков движется в городской черте с одного берега на другой, что усиливает загруженность дорог. В целом 85% складов находится в городской черте и лишь 15% в пригороде. Чтобы уменьшить поток грузового транспорта в черте Новосибирска необходимо строить новые логистические комплексы в пригороде, на выездах из города.