На прошедшей в Новосибирске конференции «Развитие тахографии в России. Особенности и перспективы» сибирские перевозчики раскритиковали решение Минтранса РФ об обязательной замене аналоговых тахографов на цифровые. Выиграют от замены только производители таких устройств. А вот главная цель — повышение безопасности дорожного движения – достигнута не будет.
Заменить тахографы перевозчики должны были до первого июля 2016 года. Все ли выполнили это требование, пока не известно. По данным «Росавтотранса», в первом квартале 2016 года в России произведено 478 тыс. и активизировано 380 тыс. тахографов. Кроме того, выпущено 655 тыс. карт для тахографов. По всем показателям отмечается рост по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Как рассказал руководитель филиала ФБУ «Агентство автомобильного транспорта» в СФО Андрей Пак, в Новосибирской области по данным на первый квартал 2016 года активизировано 6639 тахографов.
Он напомнил участникам конференции как изменилась за последний год нормативно-правовая база тахографического контроля. Минтранс своими приказами запретил с июля 2016 года использование аналоговых тахографов. Есть исключение — если у транспортного средства есть карточка допуска к международным перевозкам, то и на внутрироссийских перевозках оно может использоваться с аналоговым тахографом.
Тахографами теперь должны быть оснащены транспортные средства, оборудованные кранами-манипуляторами. В перечне транспортных средств, которые разрешается использовать без тахографов, специализированные машины, специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, минеральных удобрений.
В первом полугодии 2016 года в регионе проверили наличие тахографов на 3,5 тыс. транспортных средств. В итоге, к административной ответственности привлечены более 500 водителей, работающих на иностранных перевозчиков, и около 250 водителей российских транспортных компаний, рассказала начальник отдела контроля международных перевозок СибУГАДН Александр Круппа. За отсутствие тахографа или не работающий тахограф водителя штрафуют на 1-3 тыс. руб., должностное лицо на 5-10 тыс. руб.
По его наблюдениям, автомобили, совершающие международные перевозки, все оборудованы тахографами. «Проблемный сегмент – так называемые серые перевозчики», — отмечает Александр Круппа. Ряд перевозчиков не устанавливает тахографы, пользуясь лазейкой в законодательстве — если машина зарегистрирована на физическое лицо, то на ней тахограф ставить не обязательно. «Подготовлен законопроект, который обяжет физических лиц оснащать свои грузовики тахографами», — дополнил Андрей Пак. По его сведениям, сейчас на физлиц зарегистрированы более 43% грузовиков (в 2008 году – примерно 12%).
«Замена аналоговых тахографов на цифровые проводится с поспешностью спецоперации. Перевозчиков поставили в жесткие рамки – в кратчайшие сроки, всего за несколько месяцев, от нас потребовали приобрести новые устройства и оснастить ими автомобили. Все помнят, что по планам правительства замена должна была произойти лишь к 2018 году. Но неожиданно срок сместили на полтора года», — отметил председатель правления Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Алексей Лядусов.
По его словам, у перевозчиков такая спешка вызывает недоумение, учитывая то, что процедура замены обходится недешево. Поменять один аналоговый тахограф на цифровой стоит примерно 50 тысяч рублей. Для компаний, в автопарке которых по пятьдесят-сто машин, расходы на замену тахографов составляют 2,5-5 миллионов рублей — не такая уж маленькая сумма. Время для таких расходов не самое подходящее — из-за кризиса доходы перевозчиков снизились до уровня рентабельности.
«А главное, мы вообще не понимаем для чего это нужно делать», — говорит Алексей Лядусов. Аргумент чиновников о том, что недобросовестные перевозчики научились подделывать показания аналоговых устройств, по его мнению, не выдерживает никакой критики – в руках российских умельцев и электронные тахографы дают любые необходимые данные. Он напомнил, что 2011-2012 годах многие российские транспортные компании приобрели новые европейские фуры, в которые уже встроены аналоговые тахографы. «Европу эти тахографы устраивают, а в России мы с ними ездить не можем? Хочешь-не хочешь, а начнешь задумываться, что это опять какой-то бизнес проект производителей тахографов», — размышлял вслух председатель правления СААП.
Он обратил внимание участников конференции на то, что, не обеспечив развитие придорожной инфраструктуры, а лишь ужесточая контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей, можно получить наоборот всплеск ДТП.
«Чиновники ставят телегу впереди лошади, требуют от водителя по сигналу тахографа останавливаться и отдыхать. Им неважно есть поблизости площадка для стоянки, мотель, кафе или нет. Пришло время – и останавливайся хоть на обочине. В тоже время ГИБДД бьет тревогу – в стоящие на обочинах фуры врезаются другие автомобили, происходят страшные аварии. А что будет, если машина врежется в стоящий на обочине бензовоз? Страшно представить… Но кроме обочины и поставить-то бензовоз негде. На всю страну всего две специализированные стоянки для транспортных средств, перевозящих опасные грузы», — говорит Алексей Лядусов.