Вчера, 13 июля 2016 года, в пресс-клубе Новосибирского союза журналистов Новосибирское региональное отделение Либеральной платформы партии «Единая Россия» провело круглый стол о проблеме роста коррупции. В мероприятии приняли участие член Правления Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Дмитрий Минор и официальный представитель СААП в Алтайском крае Алексей Паженцев.
На примере системы весового контроля перевозчики рассказали о том, как государство создает условия, провоцирующие коррупцию, и предложили меры для решения проблемы.
«Причина коррупции в нашей стране – та система, которая сложилась по отношению к предпринимательству. Пока она не будет изменена, вряд ли можно думать о каких-то подвижках», — сказал Дмитрий Минор. По его словам, перевозчики больше других заинтересованы в том, чтобы автомобильные дороги поддерживались в нормальном состоянии. Но система весового контроля устроена так, что в роли нарушителя может оказаться практически любой перевозчик. Автомобиль с одним и тем же грузом пройдет полстраны, через несколько постов весового контроля без замечаний, а затем на одном из постов инспектор заявит водителю, что машина перегружена. И перевозчик окажется перед выбором: получить штраф на огромную сумму в сто тысяч рублей и более или попытаться «договориться».
Дмитрий Минор рассказал о том, что вымогательство взяток на посту весового контроля доходит до анекдотических ситуаций. Недавно на одном из постов весового контроля остановили фуру, инспектор говорит, что перегруз составляет 950 кг. «Что делать-то будем?»,- намекают водителю. «Да машина-то пустая!», — отвечает он. «Как пустая?». Открыли фуру – действительно, нет груза.
«Проблема весового контроля на дорогах – одна из наиболее острых для транспортных компаний», — подтвердил Алексей Паженцев. Штрафы за перегруз по осям (от ста тысяч рублей и более) настолько велики, что могут привести к банкротству компании. Огромные штрафы провоцируют коррупциогенные действия – дешевле откупиться.
Недавно в Алтайском крае прокуратура закрыла один из постов весового контроля. Проверка, проведенная по инициативе представительства СААП в Алтайском крае, показала, что оборудование постав весового контроля работало некорректно. Как сказал Алексей Паженцев, «весы были накручены не в пользу перевозчиков».
По итогам круглого стола принята резолюция, в которой перечислены меры, необходимые для борьбы с коррупцией в регионе. В частности, по инициативе Алексея Паженцева, в нее включены предложения перевозчиков о совершенствовании системы весового контроля. Эти изменения должны исключить условия, провоцирующие коррупцию на дорогах. Речь идет о том, чтобы ужесточить контроль за установкой, поверкой и эксплуатацией весов на постах весового контроля, уменьшить сумму штрафа за перегруз по осям, использовать автоматические весы в комплексе со стационарными весами, увеличить величину допустимой нагрузки на ось с 5% до 10%.