17.11.2015

15 ноября начала работать система взимания платы с большегрузов в счет возмещения вреда дорожному покрытию федеральных трасс общего пользования. Одновременно на дороги страны вышли мобильные комплексы контроля, а на территории Московской и Калужской областей заработали 20 рамок стационарного контроля.

В рамках состоявшихся 11 ноября акций протеста против введения сборов водители и представители транспортных компаний требовали снизить плату за проезд «до обоснованного и проверенного Общественной палатой», разрешить оплачивать проезд после перевозки, обеспечить всех заинтересованных трекерами, установить размер штрафов не более 50 тыс. рублей. Также протестующие настаивали на введении тестового режима для системы как минимум на полгода.

В противном случае прогнозировалось, что уже 15 ноября количество большегрузов на трассах резко сократится, поскольку кто-то не успеет зарегистрироваться в системе в надежде, что дату запуска перенесут. Те же, кто зарегистрировался, в большинстве своем не успеет получить трекеры, а маршрутные карты не учитывают всех особенностей грузоперевозок, поэтому можно запросто попасть на полумиллионный штраф. Более того, в соцсетях активно обсуждались намерения некоторых перевозчиков «встать на прикол» до Нового года. Поэтому вчера, в первый день работы системы, «Логирус» попытался выяснить, какова ситуация на трассах, в частности, в Сибири и на Урале.

– Никто никуда не поедет – это маловероятно, поскольку сложно себе представить, чтобы предприятие без риска для себя могло остановиться и не поехать, это утопия, – прокомментировал ситуацию президент Сибирской ассоциации автоперевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев. – К сожалению, большинство транспортных компаний закредитовано, и остановить свою работу каждое предприятие, у которого есть долги, не сможет. Поэтому мы решили взять тайм-аут и посмотреть, как будут развиваться события.

По словам собеседника «Логируса», Минтранс предупредил, что с 15 ноября начнут штрафовать всех водителей, которые по каким-то причинам не оплатили проезд по федеральным трассам в Московской области. «Но ведь мы все находимся в одном правовом поле. Отсюда можно сделать вывод, что, к большому нашему сожалению, в министерстве, в его подведомственных структурах, очень мало специалистов, которые разбираются в ситуации», – полагает Трунаев.

– Они пытаются не просчитать ситуацию и предупредить последствия, а реагируют только тогда, когда она становится неизбежной. Так случилось со стихийными волнениями водителей, – напомнил собеседник «Логируса» о протестах дальнобойщиков. – Сразу заявили о введении понижающих коэффициентов, о том, что рассматривается вопрос введения постоплаты, о штрафах только в Московском регионе. Идет какое-то бессмысленное суетливое – даже работой это назвать нельзя – реагирование на уже происходящие события в таком вот формате. Это неграмотные действия. Это говорит о том, что люди не специалисты, не понимают того, что происходит в отрасли. Но ведь есть экспертные советы, или пусть приедут в регионы, соберут профессионалов. Мы расскажем, или хотя бы убережем от этих ненужных телодвижений, по итогам которых смеется вся отрасль.

Эксперт считает, что сейчас не исключена такая ситуация, что, благодаря «таким вот беззубым действиям» Минтранса возникнут новые волнения со стороны перевозчиков. «Повторюсь: нужно делать поступательные грамотные осмысленные движения. Нужно найти силы сказать, что, поскольку на сегодняшний день еще не во всех регионах отлажено взаимодействие системы «Платон» с ГИБДД, вводится тестовый режим по всей России на три месяца, на полгода. Чтобы перевозчики могли с нулевым балансом простраивать маршруты, смотреть, как работает маршрутная карта, получить трекеры, посмотреть, как они работают», – полагает собеседник «Логируса».

И только потом, когда все научатся и поймут, как работает данная система, например, с 1 марта сказать: «Все, планочка опустилась, мы вас обучили и теоретически, и практически. Теперь кто не успел, мы не виноваты». Вот это будут осмысленные грамотные шаги, уточнил Трунаев, и не просто ничем не подкрепленные слова, а официальный документ. Это все плотно должно быть проработано с законодателями, с профильным комитетом, с высшими инстанциями.

– А сейчас какая-то нелепица. Мне сейчас все звонят с одним вопросом: «Что делать?» Куча звонков! Но ведь я пользуюсь такой же информацией с сайтов Росавтодора, Минтранса, звоню своим коллегам в Москву – полное непонимание. Вот полное непонимание! – прокомментировал ситуацию собеседник «Логируса».

Кто в этом виноват, задается вопросом эксперт. Ну, конечно, не перевозчики. «Нас пытаются обвинить в том, что возмущаются только «серые» перевозчики. Это наглое вранье! У нас в ассоциации только добросовестные перевозчики, которые активно создают рабочие места, платят налоги. Это зарегистрированные добросовестные компании, а не нелегалы. И предлагаем мы конкретные варианты. Все пять наших предложений – конструктивные», – отметил Трунаев.

– Мы не против взимания платы. Мы изначально говорили, что будем работать в этой системе, только если она будет отлажена, и сформулировали пять конкретных требований, – напомнил собеседник «Логируса».– Мы же не отказываемся. Мы понимаем, что деньги платить за дороги надо. Но и от своих требований мы не отказываемся и настроены на конструктивный диалог с властью.

– Сегодня у нас в регионе машины ездят. Все работают, никто не стоит. Вот только что мне по WhatsApp сбросили фотографию машины «Платона», которая стоит на федеральной трассе и фиксирует. Вот что она фиксирует? Штраф кому-то прилетит после этого? Что за этим последует, мы пока не понимаем, – подытожил Вячеслав Трунаев.

Не «встал на прикол» и автопарк Группы компаний «Омега». «Такая протестная деятельность ни к чему не приведет, – полагает директор по логистике Андрей Сальников. – Я как собственник это чувствую и буду искать пути решения проблемы внутри своей компании, буду вести работу с клиентами».

Но это не значит, что в работе системы взимания платы владельца парка из 40 большегрузов все устраивает. Андрей Сальников рассказал «Логирусу», что ГК «Омега» выступила с предложением к оператору системы взимания платы «Платон» через месяц организовать встречу с пользователями системы, где представители транспортных компаний и владельцы большегрузов расскажут о своем опыте работы с системой и проблемах, которые пришлось решать, а также зададут вопросы, которые еще остались и создают сложности перевозчикам. ГК «Омега» готова выступить организатором такой встречи.

– Компании (РТ-Инвест) направлено приглашение через месяц встретиться в Екатеринбурге по поводу итогов работы. На встречу приглашаются представители системы «Платон» и пользователи. «Омега» выступит организатором встречи в формате бизнес-завтрака. Чтоб они услышали, что и как в работе системы и пожелания пользователей. Жду ответа от руководителей «Платона», – подытожил собеседник «Логируса».

«Логирус», 16 Ноября 2015

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики