Сегодня 25 апреля 2024

10.06.2016

Вчера, 9 июня 2016 года, Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков (СААП) провела круглый стол на тему «Проблемы и перспективы подготовки квалифицированных кадров для автотранспортных предприятий». В мероприятии приняли участие представители регионального Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов, УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области, директора колледжей и автошкол.

«Мы рассчитываем, что сегодня общими усилиями удастся не только обозначить «болевые точки», но и определить конкретные меры для решения кадровой проблемы автотранспортной отрасли», — заявил, открывая мероприятие, президент СААП Вячеслав Трунаев.

По его словам, стороннему наблюдателю утверждение, что отрасль испытывает кадровый голод, может показаться странным. Например, по специальности «водитель категории «Е» количество резюме на сайтах о работе в Новосибирске намного превышает количество вакансий. «На самом деле, ничего странного нет. На рынке сложилась такая ситуация, когда выбор большой, а выбрать не из кого. Предприятиям нужны квалифицированные водители, с опытом работы на современной европейской технике, знающие устройство машины и документооборот, связанный с перевозкой грузов. Требуются узкие специалисты – например, для работы на рефрижераторе или на автомобиле, который перевозит опасные наливные грузы. А таких мало. Поэтому в городе и сейчас остаются открытыми около пятидесяти вакансий для водителей категории «Е»,- пояснил Вячеслав Трунаев.

«Средняя зарплата, предлагаемая работодателями водителям категории «Е» — 43 тыс. руб., а средняя зарплата, на которую рассчитывают соискатели – 30 тыс. руб. парадокс? Нет, просто точный показатель несоответствия квалификации большинства соискателей требованиям работодателя», — подтвердила директор кадрового агентства «Рабочие руки» Ксения Сиротина.

Умелый и добросовестный водитель не боится потерять работу. Руководители транспортных компаний рассказывают, что некоторые сотрудники предпенсионного возраста на лето увольняются, чтобы заниматься огородом, а к зиме возвращаются в компанию. А у молодых водителей еще не достаточно профессионализма. Ни один предприниматель не рискнет доверить человеку, который еще не набрался опыта, большегрузный автомобиль. На водителя ложится большая ответственность как за сам автомобиль с грузом (а новый магистральный автопоезд европейского производства стоит сейчас 9-10 млн руб.), так и за безопасность движения.

«От того, кто сядет за руль 40-тонного транспортного средства, во многом зависит безопасность на наших дорогах. У нас даже на федеральных трассах зачастую нет разделительной полосы. Управляемая плохо подготовленным водителем фура может стать причиной большой беды на дороге. Решение кадровой проблемы транспортных компаний одновременно приведет и к повышению безопасности на дорогах», — подчеркнул Вячеслав Трунаев.

По его мнению, главная причина дефицита квалифицированных водителей – разрушена старая система подготовки кадров, а новая не создана. В советское время водителей категории «Е» готовили крупные автокомбинаты. Сейчас ни одна, даже крупная транспортная компания, этим не занимается. С одной стороны, у них нет учебно-производственных баз, с другой, не ясно как удержать человека – выучишь, а он уйдет к конкуренту. По данным УГИБДД в 2015 г. автошколы региона подготовили около трехсот водителей категории СЕ (грузовик с прицепом). Вроде бы, не такое уж маленькое число. Но всех их учили на отечественных автомобилях.

«Перевозчикам нужны водители с опытом работы на современной европейской технике», — подтвердил председатель правления СААП Алексей Лядусов. По его словам, категория «Е» — это водительская элита, люди, которые в длительных рейсах предоставлены сами себе, едут постоянно в новых, незнакомых условиях. Кто подготовит такие кадры?

Президент СААП Вячеслав Трунаев предложил участникам круглого стола обсудить такой вариант решения проблемы: компании-члены ассоциации могут выделить для проведения занятий по переподготовке водителей с категории «С» на категорию «Е» самую современную технику при условии, что власти оборудуют полигон для занятий (предоставят земельный участок и выделят средства на оснащение полигона).

«Помогут решить кадровую проблему и такие меры как популяризация профессии водителя большегрузных автомобилей, участие представителей компаний-грузоперевозчиков в итоговой аттестации выпускников по профессии водитель категории «Е», — считает Вячеслав Трунаев.

Он также обратился к руководству УГИБДД с предложением заключить соглашение об использовании базы водителей, задержанных на дороге в нетрезвом состоянии, для оценки рисков транспортной компании при приеме кандидатов на работу.

«Пьянство на дорогах – это бич. По вине водителей грузовиков происходят страшные ДТП», — подтвердил начальник межрегионального отдела технического надзора и регистрации автотранспорта УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Константин Мазотов. Но, по его словам, заключить подобное соглашение о предоставлении информации о нетрезвых водителях можно лишь при соблюдении требований закона «О защите персональных данных». Такую информацию ГИБДД сможет предоставить только с письменного разрешения водителя.

«Это решаемый вопрос. Например, наша компания у своих работников подобные разрешения уже берет и информацию из ГИБДД оперативно получает», — ответил директор транспортной компании «Маник» Евгений Демченко.

Константин Мазотов критически отнесся к предложению о создании в Новосибирске автошколы с полигоном для переподготовки водителей с категории «С» на категорию «Е». По его словам, городские ребята категорию получать не сильно-то хотят. Статистика свидетельствует – количество обучающихся за последние годы сократилось в разы, в существующих автошколах есть свободные места.

В том же ключе высказались и руководители учебных заведений. «У нас есть автодром площадью 6 га. Можем его предоставлять для практических занятий. Но не бесплатно, конечно», — сказал директор Новосибирского центра профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства Василий Суков.

Заместитель министра – начальник управления развития трудовых ресурсов и профессионального образования Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Андрей Головнин напомнил, что два года назад государство ужесточило требования к автодромам. Сейчас региональные власти реализуют программу переоборудования автодромов при государственных учебных заведениях. «Половину уже закончили, а половину еще нет», — сказал он. По его словам, за бюджетный счет водителей категории «Е» никто готовить не будет. Выход – целевая профориентация. «Приходите в профессиональные училища и общайтесь с выпускниками», — призвал предпринимателей замминистра.

Решить кадровую проблему отчасти мешает информационный вакуум, считает председатель правления ОООО «Форпост» Ирина Морозова. Перевозчики не достаточно информированы о возможностях автошкол, учебные заведения не знают, что именно нужно транспортным компаниям. По ее мнению, только в общении всех заинтересованных сторон и можно найти выход из сложившейся ситуации.

В круглом столе также приняли участие начальник отдела контроля международных перевозок Сибирского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Круппа, директор Новосибирского автотранспортного колледжа Александр Прокудин, руководитель автотранспортного подразделения Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства Василий Фомичев, начальник Негосударственного образовательного учреждения Бердская автомобильная школа ДОСААФ Сергей Черепанов, Исполняющий обязанности директора ГАПОУ «Новосибирский центр профессионального обучения в сфере транспорта» Вячеслав Слинько.

По итогам мероприятия подготовлен проект резолюции круглого стола с перечнем конкретных мер для исправления ситуации кадрового дефицита в отрасли грузоперевозок. В ближайшее время документ будет доработан и подписан Сибирской ассоциацией автомобильных перевозчиков, Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов и другими заинтересованными сторонами.

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики