Сегодня 25 декабря 2024

15.04.2019

Перевозчики Дальнего Востока бьют тревогу: на дорогах Приморского края появились грузовики китайских транспортных компаний. Сотрудники ГИБДД им не страшны, а рамки весового контроля не могут корректно считать иероглифы с номерных знаков.

«Все мы хорошо знаем, что такое «чайна-таун» – это компактное поселение китайцев, живущих по своим законам. Боюсь, что очень скоро нам придется столкнуться с таким понятием как «чайна-роад», китайская дорога. На дорогах будут работать китайские перевозчики, которые будут обслуживать транспортные потребности предприятий с участием китайского капитала и отдыхать на объектах созданной специально для них придорожной инфраструктуры»

Так начинает разговор об угрозе, которую представляют для наших перевозчиков китайские логистические компании, координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. Он уверен: соглашение о международном автосообщении между Россией и Китаем, подписанное летом прошлого года и позволяющее перевозчикам свободно перемещаться по территории обеих стран, ставит российских предпринимателей в неравное положение.

Дешевле и быстрее
В марте перевозчики Приморского края провели рабочую встречу и обсудили негативные факторы, которые могут создать для них дискриминационные условия.

Один из этих факторов – отсутствие контроля за китайскими автомобилями, которые, попав на территорию России, фактически выпадают из поля зрения надзорных служб и ведомств: ГИБДД, Ространснадзора, Миграционной службы.

Китайские перевозчики могут не соблюдать режим труда и отдыха водителя. Это, по мнению Валерия Войтко, позволяет им возить грузы не только дешевле, но и быстрее: рейс, на который у наших перевозчиков уйдет 2-3 суток, китайцы выполнят за сутки.

– У нас китайцы, которых останавливают ГАИ, говорят: давай переводчика, время пошло, через три часа я уезжаю, – рассказывает председатель Профсоюза перевозчиков Приморского края Пётр Куприянов. – В то же время российских водителей в Китае контролируют жестче: штраф могут выписать и в отсутствии переводчика.

Для китайцев не страшны посты весового контроля — особенно автоматические, которые просто не могут считывать иероглифы с номерных знаков.

Но даже если научить системы распознавать иероглифы, кому выставлять счета? Владельцу грузовика, находящемуся по ту сторону границы?

– Сколько бы административных правонарушений не совершил китайский перевозчик на территории РФ, границу он пересекает совершенно спокойно. Эти нарушения не «всплывают», потому что базы данных таможни, ГИБДД, Ространснадзора и миграционной службы между собой не связаны, — утверждает Валерий Войтко.

Они уже здесь
Китайские перевозчики уже работают на территории Приморского края. Пока не очень активно – несмотря на подписанное в прошлом году соглашение, таможенные процедуры еще не унифицированы, и для пересечения границы приходится преодолевать множество бюрократических проволочек.

– У нас есть лесопилки, на которых работают только китайцы. Как они оформлены и кто там собственник мы не знаем, но нашим перевозчикам было сказано: можете сюда больше не приезжать, грузить будем только на китайский транспорт, — рассказывает Петр Куприянов.

За ситуацией в Приморье внимательно следят перевозчики в Сибири. Президент Сибирской ассоциации автоперевозчиков Вячеслав Трунаев разделяет опасения Валерия Войтко.

– У китайцев развита настоящая агентурная сеть, — утверждает он. — Когда гаишники пытались нанять переводчика, они давали деньги предполагаемым кандидатам, чтобы те под любыми предлогами отказывались от этой работы. «Платон» китайские иероглифы не понимает. Наших перевозчиков просто бросили на самовыживание!

Главная проблема, уверены перевозчики, заключается в неспособности властей отстаивать интересы российских предпринимателей. По мнению Валерия Войтко и его коллег, ни законодательная база, ни инфраструктура не готовы к открытию границ для китайских перевозчиков.

Комментарий юриста
Опасения перевозчиков небезосновательны. Руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов рассказал нам, почему сотрудники ГИБДД стараются не связываться с иностранными водителями, даже если те нарушают ПДД.

– Составление протокола без переводчика незаконно и может быть легко отменено в любом суде, – отмечает эксперт. — Сотрудники ГИБДД это прекрасно знают и не стремятся получать «отмены», так как премии за это им никто не добавит. А задерживать иностранца более чем на 3 часа запрещает закон.

Другое дело – рамки «Платона», которые, по утверждению оператора системы, должны распознавать номера всех граничащих с Россией стран. Кроме того, иностранных перевозчиков, которые не оплатили проезд и штрафы, не должны выпускать из России. Но это правило срабатывает не всегда:

– Китайцы могут просто изменить первый иероглиф своего знака, — рассказывает Сергей Богатов. — Человек, не знающий китайского языка, подмены не заметит, а система распознавания вообще может «сойти с ума». Правда, в таком случае она должна направить фото сотруднику «Платона» для принятия решения. А дальше никто не отменяет человеческий фактор, высокую загруженность сотрудника. Пока информация дойдет до Пограничной службы, перевозчик успеет 10 раз покинуть страну. Взимание платы с перевозчика, находящегося за рубежом — задача реализуемая, но невероятно трудоемкая: заниматься этим никто не будет.

Юрист, впрочем, уверен, что рано или поздно на дорогах Дальнего Востока и Сибири будет наведён порядок.

– Со временем это исправят. Не в последнюю очередь нарушители остаются безнаказанными из-за человеческого фактора, из-за несовершенства программного обеспечения. Роботам еще далеко до человеческого интеллекта и распознавать «трюки» людей они пока не научились.

АТИ Медиа

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики