Законопроект, наделяющий транспортное ведомство расширенными полномочиями по части весогабаритного контроля, готовится к принятию в третьем чтении.
Законопроект № 483297-7 был принят во втором чтении на прошлой неделе. Ожидается, что уже в эту среду он будет одобрен в финальном, третьем чтении и отправится на подпись к президенту.
После вступления закона в силу Минтранс сможет устанавливать требования почти ко всему, что связано с весогабаритным контролем – начиная с организации стационарных пунктов и заканчивая правилами информирования водителя и владельца грузовика о зафиксированном нарушении. В тексте законопроекта содержится несколько любопытных уточнений.
«Эсэмэска счастья»
В документе оговаривается способ оповещения владельца ТС о зафиксированном правонарушении. Это «…сообщение по сети подвижной радиотелефонной связи», которое он должен получить в течении 5 минут после фиксации нарушения.
Узнать о нарушении смогут и водители. Рядом с АСВГК появятся табло, на которых будет отображаться информация о выявленных фактах перегруза.
Требования к их размещению также будет устанавливать транспортное ведомство.
Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич считает ввод sms-информирования и создание информационных табло шагом в правильном направлении.
— Как мы говорили раньше в рамках профильной рабочей группы при Минтрансе, держать в курсе о перевесе нужно и водителей, и собственников транспортных средств. Для первых необходимо оснастить все посты АСВГК информационными табло с данными о нарушениях. Далее по маршруту должна быть площадка, на которой водитель сможет устранить нарушение, чтобы не продолжать разрушать полотно. А уже собственника можно информировать о перегрузе через sms и данные в личном кабинете. Так мы получим систему двойного контроля, которая позволит если не избежать нарушений, то, по крайней мере, оперативно их устранять, – объясняет эксперт.
В Союзе экспертов транспорта и логистики (СЭЛ) также полагают, что помимо sms-оповещений и цифровых табло необходимо создать систему уведомлений, наличие которых можно будет в любой момент проверить в личном кабинете или на портале оператора АСВГК. Наш собеседник в СЭЛ ранее отмечал, что цифровые табло нельзя назвать надёжным средством оповещения, так как фуры зачастую идут плотным потоком, и в таком случае на экране могут одновременно отображаться данные о нескольких машинах. В связи с этим табло можно рассматривать как дополнительное средство уведомления, но не как основное.
Грузовики взвесят на определенной скорости
Законопроект вводит требование о размещении дорожного знака «Фотовидеофиксация» не менее чем за 100 метров до поста автоматического весового контроля. В тексте проекта указано, что он должен сопровождаться другим знаком, определяющим скоростной режим, необходимый для прохождения измерения веса и габаритов большегруза.
Каким будет этот режим – пока неизвестно. Приложение к 119 приказу Минтранса регламентирует скорость, на которой должно производиться измерения веса ТС – от 20 до 140 км/ч. На деле же всё зависит от оборудования: у разных измерительных систем минимальная и максимальная скорость взвешивания могут отличаться.
Разогнаться быстрее 140 км/ч сможет далеко не каждый грузовик, а вот ползти с черепашьей скоростью может кто угодно. Зимой мы сообщали о необычной ситуации, сложившейся в республике Коми: там водители перегруженных лесовозов проезжали АСВГК, сбросив скорость до нескольких километров в час, и создавали пробки.
— Народ у нас ушлый, и злоупотребления могут возникнуть, – считает Председатель профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. – Но в данном случае необходимо разбираться с конкретным постом весового контроля. У него, по всей видимости, произошел сбой. В таких случаях надо проводить проверку. Не исключен и факт коррупции: местные предприниматели могли договориться с оператором системы.
Вопросы без ответов
У АСВГК есть и другие проблемы, требующие скорейшего решения. Одна из них – чрезвычайная сложность, а иногда и невозможность оспорить несправедливо выписанный штраф.
— Недавно член нашего профсоюза судился с оператором АСВГК. Пост определил, что у машины перегруз на одной из осей, а у полуприцепа – две оси, хотя на самом деле их было три. Доказать, что ты ехал именно с трёхосным прицепом, а третья ось не была «ленивой», очень сложно. Как это сделать, если система фиксирует номерной знак только у тягача? Суд был долгий, экспертизу проводили за счет перевозчика. А вот если бы АСВГК фиксировала номер не только грузовика, но и полуприцепа, доказать ошибку было бы гораздо проще!
Впрочем, большинство претензий перевозчиков связаны не с такими экзотическими ситуациями, а с банальными ошибками измерительных приборов.
Иногда весы фиксируют перегруз даже тогда, когда вес грузовика не выходит за рамки допустимых значений.
— Процедуру оспаривания нарушений следует отработать в ближайшем будущем, – отмечает Александр Лашкевич. – А для этого перевозчик должен иметь возможность контрольного взвешивания на стационарных весах в случае фиксации проблем на динамических.
О площадках для контрольного взвешивания и стационарных весах в рассматриваемом Госдумой законопроекте ничего не сказано. Документ, однако, позволяет Минтрансу устанавливать требования к организации постов весового контроля, так что после его принятия ведомство получит полномочия, необходимые для решения этой задачи. А это позволяет надеяться, что просьбы перевозчиков будут услышаны.