03.11.2016

Разговоры о необходимости повышения тарифов системы «Платон» в правительстве поднимаются регулярно, однако нам удается донести до чиновников простые истины – без должной организации экономического эффекта поднятие тарифов не даст, — рассказал корреспонденту ФБА «Экономика сегодня» президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

– К примеру, мы доносим до чиновников общеизвестные цифры. В январе 2016 в системе «Платон» по всей России были задействованы 350 тысяч грузовиков, сбор составлял порядка 40 миллионов рублей в день, — рассказал В. Матягин. — В августе в системе были зарегистрированы уже свыше 700 тысяч машин, но ежедневный сбор вырос всего до 50 миллионов. При двукратном увеличении транспорта сборы повысились лишь на 25 процентов. Вывод – хромает организационная сторона системы».

2 ноября СМИ со ссылкой на неназванные источники в правительстве сообщили, что Аркадий Дворкович предлагает повысить сборы с грузовиков по системе «Платон» вдвое к середине 2017 года. Увеличение тарифа подается как поэтапное: в феврале до 2,6 рубля за километр против сегодняшнего льготного тарифа в 1,53 рубля. А к июню цена может выйти на изначально запланированную при запуске системы цифру – 3,06 рубля за километр. По данным журналистов, предложение уже направлено премьер-министру Дмитрию Медведеву

«В прошлый раз тариф предлагали поднять еще с сентября текущего года. Однако мы донесли до чиновников мнение перевозчиков: система сбора отлажена недостаточно хорошо, потому обязательность оплаты не обеспечена.
Системой все еще не охвачены порядка 30 процентов грузоперевозчиков страны.

Соответственно, эти фирмы и шоферы создают нездоровую конкуренцию тем, кто добросовестно платит. Есть проблема и штрафов – Росавтодор заявляет, что спускает ГИБДД огромное число штрафов за нарушения перевозчиками условий работы по «Платону». Однако дорожная полиция собирает минимум из них – почти все списываются нарушителям. Видя это, перестают платить и те, кто еще недавно добросовестно вносил деньги – зачем, если деньги можно направить на другие нужды?», — подчеркивает специалист.

Неравные условия и теневые доходы

«Платон» — российская система взимания платы с грузовиков, расшифровывается как «плата за тонны». Распространяется на грузовики массой свыше 12 тонн при проезде по федеральным трассам. Деньги должны направляться на ремонт существующих и строительство новых трасс, а также на улучшение дорожной инфраструктуры.

«Перевозчики против повышения тарифов по простой причине – экономического эффекта, которого ждут чиновники, не будет.
Эта мера ударит лишь по добросовестным перевозчикам, «уклонисты» продолжат избегать оплаты. В правительстве признают:
существенная часть рынка грузоперевозок находится «в тени», но вместо того, чтобы помочь бизнесменам выйти на легальную работу, их в очередной раз «ударят дубинкой» – повышенными тарифами.

В рамки разумного подхода это не вписывается.

Есть еще один существенный нюанс. Перевозчики бывают разные. Если ретейлер просто включит повышенные тарифы «Платона» в стоимость товара, привезенного на полки его магазинов, то в конечном счете заплатит эти деньги конечный потребитель – рядовые россияне. Но предприниматели, занимающиеся, к примеру, перевозкой песка, щебня и других стройматериалов, не могут себе этого позволить – многие из них уже несколько лет работают с минимальными прибылями. А те же госорганы, предлагающие участие в тендерах, не учитывают в коммерческих условиях платы по «Платону», и эти торги становятся в таких условиях даже убыточными.

Сейчас даже законопослушные перевозчики признаются: если еще несколько месяцев назад они отправляли в оплату по 3-4 миллиона ежемесячно за свой автопарк, то сейчас снизили эти суммы в 10-20 раз.

Ибо не видят смысла отдавать крупные суммы в неравных условиях – штрафы все равно спишут. Тогда как «серые» перевозчики вообще ничего не вносят, распределяя прибыль на ремонт машин и расширение автопарка. Пока систему не отладят, не организуют должным образом и не сделают равной для всех, смысла повышать тарифы «Платона» просто нет – государство лишь загонит отрасль «в тень», — подытоживает Владимир Матягин.

Экономика сегодня

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики