06.10.2016

На этой неделе в России в пилотном режиме начала работу автоматизированная система весогабаритного контроля транспорта. Руководитель «Росавтодора» Роман Старовойт сообщает, что цель данной меры – «собрать 0 рублей и обеспечить безопасность и сохранность дорожного полотна». При этом в федеральном агентстве подсчитали: если бы за все несоответствия штрафовали с середины 2015 года, государство собрало бы 182 млрд рублей, что значительно превышает поступления от системы «Платон».

МИЛЛИОННЫЕ ШТРАФЫ

На данный момент грузовые автомобили в России проверяются в специальных пунктах. В прошедшем году за перевес было выписано больше 30 тыс. штрафов. Сумма каждого из них — от 150 до 500 тыс. рублей. Запущенная в тестовом режиме автоматическая система весогабаритного контроля (дорожные весы и комплексы фото- и видеофиксации) с начала года выявила в 30 раз больше нарушений (около 1 млн). Однако штрафы за них не выписывались.

С 1 октября ситуация изменилась, и теперь водителей будут ждать «письма счастья». Правда, пока система работает только в Вологодской области. Выбор пилотного региона в «Росавтодоре» объяснили тем, что он является вторым по количеству нарушений после Ленинградской области. Руководитель «Росавтодора» Роман Старовойт предупредил, что с запуском системы злостных нарушителей будут ждать миллионные штрафы. Три новых контрольных пункта работают на маршрутах Вологда – Москва, Вологда – Архангельск и Вологда – Санкт-Петербург. Затем их планируют установить в Московской и Калининградской областях.

Всего на сегодняшний день в России работает 23 пункта автоматического весового контроля. В течение ближайших пяти лет федеральное ведомство планирует довести их количество до 387. Установка одной рамки обходится в 23–48 млн рублей в зависимости от категории дороги. Общая стоимость проекта оценивается в 20 млрд рублей.

«Перегруженный автомобиль – это убийца на дороге, его конструкция не справляется с превышением нагрузки. Каждый третий грузовик на федеральных трассах нарушает норматив – в среднем на 30%», – рассказывает о мотивах внедрения системы Старовойт.

ЗА НЕБОЛЬШОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

Однако официальной причиной ужесточения весового контроля фур является разрушение дорожного полотна. «Когда грузовик с наращенными бортами едет с перегрузом, от дороги остается пыль. При этом плата за ущерб инфраструктуре не заложена в тарифе на перевозку», – сообщает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Водители грузовиков сходятся во мнении, что штраф в данном случае – не дисциплинарная мера и приведет лишь к расцвету коррупции. «Зачем заезжать на весы, если знаешь, что погрешность доходит до 50% и можно попасть на штраф в 200–400 тыс. рублей? Разумнее остановиться заранее и договориться за небольшое вознаграждение», – рассуждают предприниматели.

Координатор программ Ассоциации владельцев грузового транспорта и объектов транспортной инфраструктуры «Дальнобойщик» Валерий Войко считает, что не стоит проверять все грузоперевозки комплексным контролем. Как правило, нарушения происходят при перевозках леса, пиломатериалов, металлоизделий, сельхозпродуктов и контейнеров. Разумно контролировать транспорт на выезде из карьеров, портов, элеваторов и т.п. Однако сторонники нововведения настаивают на своем: «Перед стационарным пунктом контроля грузовик может избавиться от части груза».

Переживания у руководителей логистических компаний вызывает неизбежный рост тарифов. Многие грузоотправители уже переходят на другие виды транспорта. «Отправка железной дорогой или речным транспортом, конечно, создает свои сложности и дополнительные издержки. Но лучше так, чем значительно переплачивать за ущерб дорожной инфраструктуре», – говорят грузоотправители.

НЕСПРАВЕДЛИВАЯ СИТУАЦИЯ

«К чему все идет? Государство будет штрафовать – без возможности апелляции, без контрольных измерений. Попал на камеру – тебе пришел штраф, причем согласно закону, если перевес зафиксирован автоматически, то штраф максимальный. Совершенно несправедливая ситуация», – жалуются перевозчики.

«Сегодня все ложится на плечи коммерсантов, и государство активно стремится к тому, чтобы отнять последнее. Штрафы за перевес космические – от 150 до 500 тыс. рублей. Объемы перевозок по дорогам уменьшаются. Логично, что в сложившейся ситуации растут перевозки по железнодорожным путям, которые в нашей стране осуществляет государственная компания-монополист. Я не понимаю, почему грузовик, рассчитанный на перевозку груза весом в 20 тонн, в Европе дороги не разрушает, а в России разрушает. Может быть, с вопросами стоит обратиться к дорожникам и проверить технологии укладки асфальта», – недоумевает генеральный директор ООО «Макс Транс» Сергей Немец.

«Раньше за рейс Тольятти – Москва – Тольятти можно было заработать 25 тыс. рублей. Сейчас отчисления в систему «Платон» отъедают от этой суммы 6 тыс., еще 2–3 тыс. уходит на то, чтобы договориться и успешно пройти контрольное взвешивание. В итоге в лучшем случае нам остается 17 тыс. рублей», – приводит свою арифметику водитель грузовика.

Понедельник. Деловая газета Тольятти

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики