06.12.2016

Ритейлеры, перевозчики и Счетная палата вчера раскритиковали идею Минтранса увеличить с 1 февраля 2017 года тариф в рамках системы «Платон». По их мнению, сначала нужно повысить эффективность контроля взимания платы, добиться прироста числа пользователей, а уж потом говорить о повышении цен. В Минтрансе настаивают на своем: «Платон» за счет повышения тарифов сможет давать больше денег на ремонт дорог.

Ситуация вокруг развития системы взимания платы «Платон» вчера обсуждалась в Общественной палате (ОП) РФ. Напомним, система была запущена год назад с тарифом 1,53 руб. за километр пробега по федеральной дороге. На данный момент собрано более 17,8 млрд руб., деньги направляются в регионы на ремонт и строительство дорог. Минтранс разработал проект постановления правительства РФ (опубликовано на regulation.gov.ru) о постепенном увеличении тарифа — до 2,61 руб. с 1 февраля 2017 года до 3,06 руб. с 1 июня 2017 года. Как сообщал «Ъ» ранее, крупнейшие российские продовольственные объединения («Русбренд», «Руспродсоюз» и т. д.) обратились к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой отложить это решение.

Вчера представители бизнеса аргументировали свою позицию. Заместитель главы исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников напомнил, что изначально было запланировано: в системе будет зарегистрировано 2 млн пользователей, но на данный момент их около 650 тыс. Для контроля оплаты проезда на дорогах установлены лишь 174 специальные рамки с камерами, хотя их должно быть 491. «Нужно реализовать комплекс мер по увеличению эффективности системы, один только прирост пользователей даст 20-30-процентный прирост сборов,— заявил господин Синельников.— Поэтому о повышении тарифов говорить несвоевременно». Представитель Счетной палаты Владимир Красильников отметил, что у регионов помимо «Платона» есть «огромные источники формирования дорожных фондов», которые до конца не используются,— в частности, не собирается около 70 млрд руб. транспортного налога, а это примерно 10% от всех региональных дорожных фондов.

Господин Синельников добавил, что введен новый акциз на топливо, он должен дать около 90 млрд руб. в дорожные фонды, а с 2017 года он повысится еще на 1,5 руб. Гендиректор компании «Совтрансавто» Анатолий Тян напомнил: запуск «Платона» совпал с подорожанием ОСАГО, увеличением на 2-3% цен на бензин, полуторакратным ростом стоимости самих грузовиков.

«Самый незащищенный в данной ситуации малый бизнес,— заявил глава Профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов.— Если поднять тариф, люди вынуждены будут жечь свои автомобили».

С бизнесом и перевозчиками пытался спорить гендиректор компании РТИТС (оператор «Платона») Антон Замков. Он обратил внимание на то, что плана по 2 млн 12-тонных грузовиков в системе никогда не было, их максимальное количество — 1,1 млн. Что касается контролирующих рамок, то, по словам господина Замкова, вводятся они поэтапно согласно плану, в 2017 году их будет 491. «Проблема не в «Платоне», просто для некоторых людей законодательство не имеет никакого значения»,— отметил он.

«Автомобильные перевозки у нас так выгодны, потому что никто не платит за инфраструктуру,— отметил глава общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин.— Тарифами можно выровнять спрос и предложение на дорожной инфраструктуре. Иначе останемся вообще без дорог. Если депутаты найдут другой способ заткнуть дырку в дорожном финансировании, я буду только рад. Но пока единственный способ — переход на тотальную систему покилометровых платежей. «Платон» — лишь слабый ее прообраз».

Заместитель главы Росавтодора Дмитрий Прончатов отметил, что критические аргументы звучали еще год назад, при запуске системы. «Мясники, молочники говорили о 30-процентном повышении цен, ну и где это все? К нам поступает масса обращений от перевозчиков, которые считают, что «Платон» — спасение для отрасли,— заявил он.— У нас есть расчеты, которые показывают: инфляция от повышения тарифов будет измеряться тысячными долями процента».

ОП, скорее всего, подготовит отрицательное заключение на проект постановления в связи с его «необоснованностью» и предложит перенести решение на 2017 год, заявила по итогам обсуждения модератор Евгения Уваркина.

«Коммерсантъ»

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики