С момента своего запуска «Платон» собрал ровно 100 млрд. рублей. Такая круглая цифра красуется в последнем отчете оператора системы. Вместе с тем сейчас темпы сборов рискуют снизиться, а федеральный дорожный фонд в течение нескольких месяцев будет пополняться не столько за счет прямых поступлений в систему, сколько за счет штрафов, взимаемых с перевозчиков. Все потому, что новых бортовых устройств в стране нет и оплачивать проезд приходится или неудобными маршрутными картами, или ненадежными перепрограммированными старыми устройствами.
Итак, за все время работы, с 15-го ноября 2015-го года, в систему поступило 100 млрд. рублей. За последний месяц, с 15-го февраля, перевозчики перечислили 2,5 млрд. рублей, за предыдущий, кстати, тоже 2,5 млрд. рублей, а с 15-го декабря по 15-е января — 2 млрд. рублей, хотя до этого в 2019-м году сумма ежемесячных сборов уже стабильно установилась на отметке в 2,7-2,8 млрд. рублей.
Сейчас же у оператора системы возникли проблемы с обеспечением самого удобного способа оплаты проезда — посредством бортовых устройств. Перевозчики не могут получить новое оборудование взамен старых трекеров, срок службы которых (а он не должен превышать 3 лет) уже истек.
Первыми вопрос с нехваткой трекеров подняли в Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков: неделю назад президент ассоциации Вячеслав Трунаев обратился с просьбой к министру транспорта Евгению Дитриху «навести порядок в обеспечении транспортных предприятий бортовыми устройствами». Никакого ответа из ведомства на это письмо пока не поступило.
Вместе с тем дефицит оборудования отмечается не только в сибирском регионе, а по всей стране: перевозчики рассказывают, что новые устройства вот уже на протяжении как минимум двух месяцев не выдают в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Смоленске и в др. городах.
Оператор системы тоже это подтверждает, отвечая перевозчикам, что новых трекеров сейчас в стране нет и их выпуск смогут наладить разве что к концу лета. Хотя из последнего отчета, опубликованного на сайте системы, следует, что пользователи «Платона» с 15-го февраля каким-то образом получили более 6 тыс. устройств.
Видимо, речь идет о старом оборудовании, которое сейчас перепрограммируют и снова выдают на руки. Именно такой способ вместе с оформлением для оплаты маршрутных карт предлагают пока в компании для решения проблемы.
В то же время оба этих способа для перевозчиков чреваты штрафами. Старые устройства (которые, кстати, по требованиям ФСБ, предъявляемым к оборудованию на основе средств криптографической защиты информации (СКЗИ), без замены этого самого блока СКЗИ вообще нельзя использовать) работают некорректно и, подчеркивают перевозчики, привозят из рейсов постановления о неоплаченном проезде.
В свою очередь, маршрутные карты для тех, кто постоянно в рейсах, попросту неудобны. Плюс, любое изменение маршрута и сроков без оформления новой карты тоже означает штрафные санкции.
В «РТ-Инвест Транспортные Системы» отсутствие новых бортовых устройств и сложности с их производством никак не объясняют. На запросы с просьбой прокомментировать ситуацию тоже не отвечают.
На фоне того, как коронавирус распространяется и останавливает производства на планете, можно предположить, что и здесь он тоже нанес свой урон. Тем более что большая часть комплектующих для трекеров (по крайней мере, по информации на 2015-й год) производится в Китае, откуда как раз таки в январе все и началось.
Единственное: в таком случае непонятно, почему в компании не спешат открыто «спихнуть» объяснения на коронавирус и почему для получения новых устройств устанавливают такой срок, как конец лета, хотя с периодом эпидемии, карантинов и пр. сейчас вряд ли можно сказать что-то определенное.
Кроме того, по комментариям перевозчиков можно предположить, что проблемы с наличием трекеров возникли еще раньше, в 2019-м году. «Предыдущую замену мы делали в сентябре 2019-го года, — говорит перевозчик из Санкт-Петербурга. — Нам выдали устройства со сроком службы всего лишь 6 месяцев — до марта этого года».
Иными словами, если на замену старым устройствам в сентябре давали старые устройства, вполне вероятно, что новых не было уже тогда.
Что примечательно: в свой последний отчет оператор все-таки внес новую информацию — данные о том, сколько бортовых устройств уже возвращено в связи с истечением срока служба. Таковых — 1 051 407 единиц. Еще 948 719 трекеров сейчас установлены на грузовики. Вместе же получается чуть более 2 млн.
Наличие именно такого количества устройств, кстати, и должен был обеспечить оператор по концессионному соглашению. Необходимость увеличения этого числа концессионным соглашением не предусматривалась.