20.10.2025

После провального I квартала спрос на автоперевозки растет уже полгода подряд. Увеличились и тарифы, но многие небольшие компании не дождались этого и закрылись. Участники рынка говорят, что цены растут вслед за издержками, а всплеск активности обманчив. Кто, что и за сколько возит по российским автодорогам, разбирался Forbes.

Спрос на внутренние автомобильные грузоперевозки после провального I квартала продолжает расти уже полгода, подсчитала «Биржа грузоперевозок ATI.SU». Если в начале года спрос снижался на 30% год к году, то уже в II квартале вырос на 32% в годовом выражении и на 41% — в сравнении с первыми тремя месяцами. В III квартале подъем продолжился, хотя и не так резко: +16% в сравнении с II кварталом и 39% по отношению к аналогичному периоду 2024 года. Так что итог первых девяти месяцев 2025 года оказался лучше, чем ожидали: количество заявок в годовом выражении выросло на 25%.

В международных перевозках в III квартале тенденции снова изменились. По итогам первых трех месяцев лучшую динамику показали экспортные перевозки, в II квартале рос спрос на импорт (на 50% в годовом выражении). Теперь экспорт снова в приоритете.

E-com и мелкий опт

Количество заявок на внутренние перевозки увеличилось примерно на 8–12% за год, в первую очередь за счет e-com (мелкооптовых и розничных поставок), стройматериалов, продуктов питания и FMCG, рассказывает коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев. Традиционно лидирует по объемам столичный регион, говорят аналитики ATI.SU: количество заявок на перевозки в Москву увеличилось год к году на 18%, в Подмосковье — на 44%. Из столицы в другие регионы в III квартале везли грузов на 46% больше, из Московской области — на 60%.

Спрос на доставку вырос по всем направлениям, отмечают аналитики ATI.SU, но наилучшую динамику показала Карелия (+85% год к году). Среди пунктов отправления картина более разнообразная — самый большой рост зафиксирован на перевозки из Мордовии (+218%) и Тамбовской области (+150%), а вот количество заявок на перевозки из Бурятии в III квартале сократилось на 30%, из Мурманской области — на 18%. Цены следуют за спросом. Согласно Индексу ATI.SU FTL РФ, учитывающему данные по 100 популярным направлениям, средние ставки на перевозки в течение III квартала выросли на 16,4%, в годовом выражении цены прибавили 9%.

На начало октября, по данным транспортной компании «Авто-ПЭК» (входит в Холдинг ПЭК), средний тариф на перевозки вырос до 75 рублей за километр, то есть на 13,4% по сравнению с предыдущим месяцем, говорит совладелец и заместитель директора холдинга Вадим Филатов.

На отдельных направлениях рост еще более заметный, отмечают в ATI.SU. Перевозки из Москвы в Краснодар за три месяца подорожали на 41,6%, из Казани в Нижний Новгород — на 34,9%. На самом популярном направлении, Москва — Санкт-Петербург, цены за минувший квартал увеличились на 17,9% (за год — на 23,1%). А вот в обратном направлении динамика скромнее — +12,2% за три месяца и +5,5% за год.
Правда, ставки на перевозки внутри страны выросли не за счет увеличения спроса, а из-за комплекса других факторов: увеличения стоимости топлива (дизель и ГСМ в целом подорожали на 10–15% по сравнению с прошлым годом), сезонных пиков в строительстве, АПК и ретейле, а также дефицита машин, прежде всего полуприцепов-рефрижераторов, считает Михаил Коптев.

В III квартале, несмотря на оживление рынка, предложение транспорта продолжило снижаться, говорит Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU». «Заметная часть перевозчиков ушла с рынка в этом году, компании продолжают закрываться. Грузоперевозки все еще убыточны. Усложняют ситуацию дорогие кредиты, включая лизинг грузовиков, и частые нарушения сроков платежей со стороны контрагентов», — поясняет Вильде.

Из-за резкого роста себестоимости грузоперевозок (особенно существенно увеличились топливные расходы, доходящие в общих издержках до 30%), а также предстоящей отмены патентной системы налогообложения рынок покинет до 15% небольших перевозчиков, оценивает Филатов, так что в следующем году клиенты могут столкнуться с еще более заметной нехваткой мощностей.

Оживление в III квартале связано с сезонными факторами, это не показатель роста платежеспособного спроса, подчеркивает замгендиректора по логистике 3PL-оператора NC Logistic Артем Васканян. Дело в том, поясняет он, что уже в июле-сентябре предприниматели начинают активно готовиться к Новому году, стремясь заработать на краткосрочных сделках — купить, перепродать, быстро обернуть товар. Ретейл избавляется от складских запасов электроники, запуская новогодние распродажи, производители косметики и парфюмерии переупаковывают товары в праздничные коробки, а автосалоны спешат закрыть сделки до повышения цен. Компании закрывают квартальные и годовые объемы, выполняют накопленные обязательства, но это не означает реального расширения рынка, добавляет Васканян. Рентабельность перевозчиков с ростом тарифов не выросла, подтверждает Коптев. Рынок транспортно-логистических услуг все еще находится на нижней границе маржинальности, соглашается Филатов.

На международных маршрутах рост ставок заметнее, говорит Михаил Коптев из «Скиф-Карго», в среднем на 15–25% по сравнению с 2024 годом. Оценка ATI.SU, правда, существенно скромнее — всего 10%.

Осложнения на границах

Число заявок на доставку грузов из России в другие страны в III квартале увеличилось на 49% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 47% — в сравнении с предыдущим кварталом, говорят аналитики ATI.SU. Существенный рост — 45% в годовом выражении — наблюдается и по итогам первых девяти месяцев.

В этом году импорт вырос на 10–15%, даже несмотря на усиление внимания со стороны ФТС, повышение таможенных сборов и более жесткие требования к маркировке. Рост был в основном за счет товаров из Китая, Турции и стран СНГ, поясняет Коптев.

Ставки на международные автоперевозки, в особенности FTL (когда груз занимает весь объем машины), несомненно, пошли вверх, говорит руководитель клиентского сервиса ГК «ЕТЕ» Ангелина Овечкина, по ним рост 10-15%, а вот по авто со сборными грузами увеличение не так заметно. Цены на экспортные перевозки тоже увеличились не от хорошей жизни. Происходит это из-за роста транзитных издержек и времени на пересечение границ, изменения маршрутов поставок (особенно через Турцию, Казахстан и Белоруссию), валютных колебаний и удорожания логистических услуг, отмечает Коптев. На границах стран Европы и Турции случаются долгие пробки, как на Верхнем Ларсе, говорит Овечкина, из-за чего авто вынуждены простаивать вместо того, чтобы брать новые заказы, а если границы закрывают, то трафик перетекает на другие погранпереходы. И простои, и переходы повышают спрос на свободные авто, а значит, растут и ставки.

Лидерство по количеству заявок по экспортным перевозкам удерживают Белоруссия (+72% в III квартале в годовом выражении) и Казахстан (+23%), отмечают аналитики ATI.SU. Киргизия, куда везут продукты и стройматериалы, показала колоссальный рост — 299% в годовом выражении и 215% в сравнении с предыдущим кварталом. Вернулся интерес и к Турции — 174% за год, по данным ATI.SU.

«Летом был небольшой спад, но сейчас рынок оживает: растут заявки как на небольшие, так и крупные перевозки. С июля по сентябрь фиксировался рост количества заказов на автодоставки в Узбекистан на 50%», — говорит заместитель гендиректора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев.

Количество перевозок из Казахстана в III квартале снизилось на 57% в годовом выражении, и это сильно ударило по общим показателям, говорят аналитики ATI.SU. Стоимость автоперевозок оттуда за январь-сентябрь уже выросла на 25% год к году — до 180 000-250 000 рублей за 20-футовый грузовик, знает Филатов. Из-за задержек на границе с Казахстаном выиграли Забайкальск и Благовещенск: негабаритные перевозки через них выросли примерно на 30%, говорит гендиректор международной логистической компании Holding Finance Broker Татьяна Кулябина.

Спрос на доставку грузов в Россию год к году вырос в основном за счет товаров из Китая, Турции и стран СНГ, рассказывает Коптев. При этом на китайском направлении рост внушительный (+91%), соглашаются в ATI.SU. На это есть минимум две причины: рост импорта и проблема с железнодорожными перевозками, поясняет Святослав Вильде. С начала октября, вслед за ростом спроса по сравнению с сентябрем, выросла на 20% и стоимость автоперевозок между Китаем и Россией, до $10 000-11 000 за рейс, отмечает Филатов. В ближайшее время цены на перевозки из Китая вырастут еще из-за мер, которые вводят власти КНР, чтобы сделать экспорт прозрачным, уверена Овечкина.

Forbes

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики