Формируется Транспортная стратегия России до 2030 года
Михаил Махлин
Мировая торговля сейчас использует лишь 5-7 процентов транзитного потенциала России.
Превратить географические особенности страны в ее конкурентное преимущество призвана формируемая по заданию правительства Транспортная стратегия России до 2030 года. Документ должен быть представлен для утверждения к августу.
По мнению министра транспорта Игоря Левитина, отрасль призвана не только способствовать интенсивному инновационному развитию страны, но и сама показать пример инноваций. Президент ТПП России Евгений Примаков особо подчеркивает, что в числе приоритетов стратегии должны быть не одни интересы самих транспортников. Во главу угла следует поставить также привлекательность российских коммуникаций для грузовладельцев. Заказчику транспортных услуг важно, чтобы его товар поступил по назначению не позже и не раньше оговоренного срока по схеме «от двери до двери». Пока этот принцип не стал у нас главенствующим, мировая торговля использует лишь 5-7 процентов транзитного потенциала страны, объективно являющегося «коридором» между Западом и Востоком.
Отметим, что, по данным минрегиона, большинство субъектов Федерации и муниципальных образований до сих пор не имеют утвержденных программ своего комплексного развития и градостроительных планов. Без этого трудно говорить о реалистичности транспортной стратегии страны. Ведь федеральный бюджет явится лишь одним, причем не самым крупным, из участников финансирования. Остальное — регионы, муниципалитеты, частный капитал. Ставка делается на государственно-частное партнерство.
Пока ситуация такова, что «узких мест» больше, чем «широких». Острейшая проблема — несогласованность в развитии и технологическом взаимодействии между видами транспорта. Инфраструктура отрасли не готова к повсеместному применению современных технологий перевозок, в первую очередь — контейнерных. Растущий спрос на грузовые перевозки сдерживается неразвитостью транспортно-логистического комплекса России.
Региональная неравномерность транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства страны. Различия между субъектами Федерации достигают недопустимого уровня: по транспортной доступности населения более чем в 100, по плотности дорог с твердым покрытием в расчете на 1000 квадратных километров — в 450 раз. Семь субъектов Российской Федерации не имеют железных дорог. Из-за их отсутствия не осваиваются более 20 разведанных месторождений природных ресурсов.
За последние 10 лет при росте автомобилизации на 85 процентов увеличение протяженности дорог общего пользования составило менее 16 процентов. Потери, обусловленные низкой пропускной способностью автомобильных дорог, составляют 3 процента от валового внутреннего продукта, что в 6 раз выше, чем в странах Евросоюза.
Доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, достигла почти 30 процентов (14 тысяч километров), а в пределах Московского транспортного узла более 60 процентов.
Экономический рост сдерживается отсутствием возможностей пассажирского транспорта по обеспечению требуемой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов. На территории, не имеющей выхода на сеть автомобильных дорог общего пользования, проживают почти 2 миллиона человек, свыше 40 тысяч населенных пунктов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования. Магистральные пассажирские перевозки воздушным транспортом не гарантируют для большинства россиян возможность перемещения внутри страны. Несмотря на то, что объемы перевозок гражданской авиации растут темпами, более чем в два раза превышающими среднемировые, ее состояние не соответствует ни масштабам страны, ни потребностям населения. Из-за стагнации местных и внутрирегиональных авиаперевозок, отсутствия эффективного взаимодействия региональных и магистральных авиакомпаний выстроилась неадекватная сеть маршрутов — две трети всех внутрироссийских авиаперелетов пассажиров осуществляются через Москву.
Во всех подотраслях транспортного комплекса наметились устойчивые тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования. Объемы перевозок растут благодаря увеличению использования существующих, морально и физически устаревших, основных фондов. Износ основных производственных фондов транспорта по отдельным группам достиг 55-70 процентов и продолжает нарастать.
Показатели безопасности по видам транспорта ухудшаются. Рост ДТП увеличивается в среднем на 10 процентов в год. Количество происшествий и катастроф в авиации общего назначения остается на высоком уровне. По оценкам экспертов, потери валового внутреннего продукта страны от транспортных происшествий ежегодно составляют до 8 процентов.
— Сложилась ситуация, когда транспортные системы направляют свое развитие не для создания высокоэффективных услуг хозяйствующим субъектам рынка, а используют экономику России как среду, необходимую для собственного функционирования в своих корпоративных целях, — убежден президент Союза транспортников России Виталий Ефимов.
В соответствии с принятым направлением и разрабатываемой правительством РФ комплексной программой научно-технического развития и технологической модернизации экономики России Стратегия до 2030 года должна заложить базу не только развития транспортных путей, но и фундамент для реализации комплексной программы научно-технического развития и технологической модернизации высокими товарно-транспортными логистическими технологиями, сопоставимыми с лучшими зарубежными аналогами.
«Российская Бизнес-газета» №642 от 26 февраля 2008 г.