Министерство юстиции России 26 июня зарегистрировало за № 51431 приказ Министерства транспорта России от 12.03.2018 № 90 «Об утверждении Порядка установления постоянного маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».
Текст документа опубликован 27 июня, вступление в силу ожидается в течение 120 дней от даты публикации. Порядок регламентирует процедуру оказания государственной услуги по выдаче специальных разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по территории Российской Федерации, в том числе в международном сообщении с учетом определения постоянных маршрутов.
В качестве постоянного маршрута может быть установлен маршрут, по которому осуществляется движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, перевозящих неделимые грузы и имеющих весовые и габаритные параметры, не превышающие предельных значений, установленных для данного маршрута, без выполнения специальных мероприятий и ограничений по организации такого движения.
Постоянный маршрут устанавливается органом, уполномоченным на выдачу специальных разрешений на движение транспортных средств, сроком на год, если иное не установлено утвержденным Порядком. Установление постоянного маршрута допускается, если для проезда по заявленному маршруту в течение 12 месяцев, предшествовавших обращению об установлении постоянного маршрута, владельцу транспортного средства или его представителю было выдано не менее 150 специальных разрешений на движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.
По мнению президента Ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, Порядок отражает стремление государства упростить систему выдачи специальных разрешений автогрузоперевозчикам по маршрутам, которые используются одним и тем же транспортом на постоянной основе.
Из плюсов для грузоперевозчиков в установления постоянных маршрутов можно отметить срок их действия – один год. Максимальный срок оформления специального разрешения по заявлению перевозчика составляет 2 недели, в большинстве регионов этот срок нарушается, о чем говорят неоднократные жалобы со стороны перевозчиков. Максимальное количество поездок по одному спецразрешению – 10, а срок его действия – 3 месяца.
«Остается неясным порядок определения постоянного маршрута – считается ли количество непосредственно спецразрешений, или все же учитывается суммарное количество поездок транспортного средства в соответствии с полученными ранее спецразрешениями», — говорит Владимир Матягин. Даже если мы представим, что вокруг нас одни честные грузоперевозчики, и все поездки они отмечают, то, учитывая срок получения спецразрешений, остается непонятным, возможно ли вообще успеть за год сделать 150 поездок. А получить 150 специальных разрешений по одному и тому же маршруту, в каждом из которых по 10 поездок, да еще и выполнить все эти рейсы – представляется весьма затруднительным, а при наличии существенной проблематики в сотрудничестве согласующих структур это почти невозможно.
Также из пункта 4 следует, что если за предшествующие 12 месяцев собственником транспортного средства были получены спецразрешения с превышением нагрузки на ось более, чем на 10%, то постоянный маршрут устанавливается только с превышением нагрузки на ось не более 10%. Это означает, что для транспортных средств с нагрузкой на ось более 10% постоянные маршруты установить нельзя. В пункте 6 Порядка приводится список документов, необходимых для установления постоянного маршрута. При этом установлено требование указать номера не менее 150 ранее выданных спецразрешений за последний год с целью подтверждения осуществления перевозок по данному маршруту. В пункте 11 Порядка указаны основания для отказа — в течение 5 дней после подачи заявления. В случае принятия заявления в работу, в течение 5 дней орган, уполномоченный выдавать специальные разрешения, выполняет согласование возможности проезда транспортного средства с балансодержателями по всему маршруту, которые (балансодержатели) в течение 7 дней должны ответить либо выдать согласование, либо отказать. В случае, если все балансодержатели согласовывают возможность проезда, то в течение 5 дней руководитель уполномоченного органа должен установить постоянный маршрут. В пункте 16 Порядка указано, что владельцы автомобильных дорог, коммуникаций и инженерных сооружений могут определить другие предельные значения весовых и габаритных параметров, указав соответствующие обоснования. Логично предположить, что в отсутствие четких оснований для указания других предельных значений, в процесс выдачи спецразрешений может в очередной раз вмешаться фактор коррупции, — считает Владимир Матягин. Информация об установлении постоянного маршрута с копией решения в течение 4 дней отправляется заявителю. В случае, если владельцы дорог, коммуникаций (балансодержатели) не дают ответа, то в течение 3 дней с момента окончания срока им направляется повторная заявка на согласование — уже в орган, в ведении которого находятся владелец автомобильной дороги или владелец инженерных сооружений и коммуникаций. В течение 7 дней указанный орган должен дать ответ (о согласовании или отказе в согласовании маршрута). И самое интересное! Если ответ от органа, в ведении которого находятся владелец автомобильной дороги или владелец инженерных сооружений и коммуникаций, в установленный срок не поступает, то в течение 4 дней после окончания срока получения ответа уполномоченный орган принимает решение об отказе в согласовании постоянного маршрута. То есть на уровне официального документа признается, что ни владелец автомобильной дороги, владелец инженерных сооружений и коммуникаций, ни орган, в ведении которого находятся владелец автомобильной дороги, сооружений и коммуникаций не обязаны давать ответ о согласовании постоянного маршрута, а самое главное, не несут за это никакой ответственности.
Единственный, кто страдает в данной ситуации – это автогрузоперевозчик, который имеет единственный вариант — обжаловать отказ в установлении постоянного маршрута, теряя при этом время, деньги, и не имея никаких гарантий. Пункты 21 и 22 Порядка устанавливают основания для приостановления или отмены постоянного маршрута. При этом, если сроки для уведомления об этом владельцев автомобильных дорог, владельцев инженерных сооружений и коммуникаций, Госавтоинспекции четко установлены – 1 рабочий день, то срок уведомления самого заявителя — опять за кадром. Получается, заявитель далеко не первый, кто должен узнать об отмене для него постоянного маршрута.
И в очередной раз автогрузоперевозчик может пострадать из-за отмены или приостановления постоянного маршрута в случае, если он уже взял на себя обязательства, например, по бесперебойной поставке или поставке в определенный срок.
Основные выводы, которые можно сделать из анализа нового Порядка:
1. Срок согласования постоянного маршрута будет длиться не меньше месяца, при этом существует ряд не всегда очевидных для грузоперевозчика оснований для отмены или приостановления постоянного маршрута, что несет за собой определенные коммерческие риски.
2. Учитывая необходимое количество уже полученных за год спецразрешений (150), и количество грузоперевозчиков, которые действительно получают их в таких количествах (единицы), никакого упрощения для отрасли в целом не произойдет. В настоящее время в данном виде использование автогрузоперевозчиком установления постоянных маршрутов сложно и нецелесообразно.
Таким образом, по мнению Владимира Матягина, в очередной раз имеет место ситуация, когда нормативный документ принят без учета мнения отраслевого сообщества, и поэтому содержит ряд пробелов и недоработок.
Российский транспортный портал