03.06.2016

Двадцать второго мая министр транспорта Максим Соколов выступил на НТВ с очередными разъяснениями по поводу работы отечественного транспорта, его многочисленных проблем и путей их решения. В частности, речь шла о сборе «Платон». Одним из тех, кто внимательно ознакомился с тезисами министра был председатель Объединения Перевозчиков России (ОПР) Андрей Бажутин. Грузоперевозчик не поленился сформулировать свой ответ министру Соколову. Заметит ли его выступление министр — мы не знаем. Но размещаем отклик целиком и полностью, без купюр.

Мне было сложно не заметить это выступление и не услышать господина Соколова в очередной раз: моя работа в должности грузоперевозчика напрямую связана с его работой в должности министра, осуществляемый им «пакет сервисных услуг» по отношению к моей работе оставляет желать много лучшего. Об этом и решил написать.

Итак, слушаем-читаем. По данным министерства транспорта РФ, 60 процентов региональных автодорог в России не соответствует нормативам. И как этот факт нынче оценивает господин министр? «Назвать это катастрофой, наверное, нельзя, потому что региональные дороги находятся в таком состоянии достаточно длительный период времени». То есть, по мнению министра транспорта РФ, разруха по нашим дорогам – дело привычное и обычное, это в порядке вещей. Со времён Гоголя, когда его герои рассуждали, докатится ли то или иное колесо до Санкт-Петербурга, прошло почти двести лет, так чего ж теперь-то понапрасну дёргаться? Уймись, перевозчик, да и ты, автолюбитель – тоже уймись. Подумай о вечном, по ходу плати за акциз, который знай себе повышается, ведь доход в казну – жуть как нужен.

Статистику можно развернуть и другой её стороной: две трети дорог в никудышнем состоянии, зато 38 (!) оставшихся процентов – ого-го какие нормативные, просто пальчики себе поцелуешь. Это – тоже статистика МинТранса, рождённая в таинственном роддоме, анонимным акушером. Вообще же, легко и вдохновенно обращается министр и вверенное ему ведомство с цифрами, воистину не статистика, а поэзия! Так, в декабре господин Соколов утверждал, что наносимая трассе порча от одного грузовика равняется той, которую причиняют двадцать пять тысяч легковых автомобилей! Двадцать пять. Тысяч. Как одна фура. Как это возможно? Где, в какой фуре может поместиться такое количество легковых машин? (Ну это так, на самом простом, примитивном уровне вопрос).

Не прошло и полгода, как цифры изменились, и теперь наносимый фурой вред равен вреду, наносимому всего лишь двадцатью тысячами легковых. Пять тысяч почему-то скосили, и то спасибо.

Покажите мне полигон, где велись эти испытания, покажите какие-нибудь тестовые бумажки, заключения экспертов, подписи. Ну, хоть одного такого «испытателя» покажите, пусть расскажет: кто, когда и каким образом рассчитывал прочность наших дорог?

Почему пресловутая колея продавливает асфальт – всегда по левой полосе, по той самой, которой фуры практически не пользуются? Кому все наши трассы служат – только автолюбителям? Или же всё-таки это транспортные артерии экономики страны? Меж тем, в этой своей речи министр транспорта твёрдо заявил, что система «Платон» введена для нормализации логистики в транспортном бизнесе и минимизации ущерба автодорогам…

Так сложилось, что все дороги-то у нас (и федерального, и меньшего масштаба) — общего пользования, и, как ни крути, это транспортные артерии экономики страны. Хотя МинТранс спит и видит сон, будто дороги – только для легковых (особенно тех, что со спецномерами и мигалками).

Грузовики-то, они – знатные вредители. Они всё портят. Не иначе, для того и были задуманы… Знаете ли вы, господин министр, что шасси автомобиля КАМАЗ, некогда выпущенный в РФ и сертифицированный с крановой установкой «Ивановец» — регистрируется в ГИБДД? И что все, кто ее производит, получили свои премии? – Это справедливо и замечательно, усердный труд надо поощрять. Но вот управляющий данной машиной водитель, заехав на весовой контроль, рискует попасть на штрафстоянку и лишиться прав… Удивительно, да? А всё потому, что МинТранс РФ и РосАвтоДор установили нагрузку на ось, с которыми сложно работать, и ведь никто не подумал, что нужно строить дороги под машины, а не наоборот — машины под дороги.

Максим Юрьевич, а вот интересно, передвигались ли лично вы по России за пределами МкаДа? Не во сне, не на гусях-лебедях и даже не в бронированном личном вагоне железнодорожного состава, а именно по трассе – например, от Рязани в сторону Тулы? Или в Вологодском, к примеру, регионе? Там вас ждёт много удивительного и неожиданного. Оно наверняка обогатит ваш личный опыт, а заодно и одарит килограммами адреналина. Безо всяких горных лыж.

Идём далее. По свежему заявлению министра, дорожные фонды пополнялись от средств, собранных с акцизов и штрафов. Собранные средства шли на строительство и ремонтные работы. Две трети федеральных автодорог находятся в нормативном состоянии, сказал Максим Соколов. Две! Трети! Те самые, которые совсем недавно были признаны негодными…

Тогда мы упираемся в два проклятых и насущных вопроса:

Если собираемых средств более чем достаточно, что некоторое время назад и подтверждал в своем выступлении президент, значит, за счет этих средств дороги строятся и ремонтируются, так? И зачем же тогда создавать абсолютно непрозрачную систему сбора «Платон» (плата за тонну грузового автомобиля в счёт возмещения вреда за пользование федеральными трассами). Ещё в декабре, в самом начале действия этой системы, вам неоднократно задавали прямой вопрос – каким именно образом будут распределяться вырученные деньги, сколько в бюджет государства, а сколько – хозяевам РосТехнологий, почему деньги от «Платона» идут частной компании, а штрафы за неучастие в ней – возложены на ГИБДД? Куда, как, и в каком объёме пойдут и будут реализованы денежные средства, вырученные от действия системы – жгучая тайна современности…

А второй вопрос касается «двух третей» федеральных дорог, находящихся в «нормативном» состоянии. Это даже не столько вопрос, сколько приглашение к путешествию.

Двадцать седьмого мая из Санкт-Петербурга стартовало увлекательное путешествие дальнобойщиков по всей нашей необъятной России-матушке. Предлагаю и вам, и вашим замечательным специалистам статистики присоединиться к данному мероприятию. У вас появится возможность реально, собственной «пятой точкой» оценить состояние тех «двух третей», о которых вы говорите.

Слушаю министра, и понимаю, что его цель — создать впечатление, будто с приходом в действие системы «Платон», акцизов, транспортного налога и прочих способов отъёма денег у населения – наши проблемы с дорогами уйдут сами, и останутся только проблема с дураками. Эти дураки, видимо, и есть все мы, если умудряемся верить всему выше сказанному. Справедливости ради отмечу, что была в этой речи и некоторая капля конструктива: так, он сообщил, что есть законопроект, который запрещает использовать дорожные фонды не по назначению, но какие гарантии тому, что он заработает со следующего года, и почему не с нынешнего – не иначе, нужно время размотать его до конца, не оставив там денег. И тут же ввести ещё налоги-сборы, мотивируя это дело пустотой фонда…

На вопрос министру о том, является ли система «Платон» источником финансирования дорожных фондов, был дан лаконичный ответ: «Возможно, хотя далеко не основной». По словам министра, даже при идеальных условиях расчета, система Платон обеспечивала поступления порядка 60 млрд рублей в год, что примерно составляет около десяти процентов федерального дорожного фонда. Отсюда прямой логический вопрос: зачем козе баян?

Если это не основной источник, то зачем такой огород было городить? Иными словами, мы можем спокойненько мылить себе новые верёвки, готовиться к новым налогом либо сборам, ведь введут же нам когда-то какой нибудь «основной» налог.

Например, сократительный налог «Сократ», направленный на сокращение количества дорог, грузоперевозчиков, продолжительности жизни и численности населения России (отчего б его не ввести, раз всех нас по-прежнему много, мы почему-то по-прежнему хотим жить, работать и зарабатывать?).

Много, ох и много у всех нас впереди «нетривиальных» решений МинТранса и правительства. Всё уже поставлено с ног на голову, весь малый частный бизнес всколыхнулся и восстал против откровенного вымогательства как в 90-е, только теперь на государственном уровне. Государственный рэкет «крышует» себя сам всеми своими государственными механизмами – и законы, и силовики на его стороне, иначе и быть не может. Но вот куда всё это приведёт нашу страну? И кому это выгодно? (Тут вспоминается слова господина Фёдорова о том, что дальнобойщиками управляет ГосДеп, но вот дальнобойщиками ли?! Иначе как целенаправленным внешним вредительством по отношению к собственной стране и её гражданам происходящее не назовёшь.

Судя по всему, развал малого бизнеса и экономики в целом — дело рук далеко не дальнобойщиков, руки дальнобойщиков привыкли к «баранке» и коробке передач, им не до махинаций на государственном уровне.
Всё просто.) А может, создаваемая ныне квази-система — это просто обычная помощь Роттенбергу, который очень и очень сильно пострадал от санкций? – Ну, создали бы, что ли, соответствующий благотворительный фонд, и граждане России наверняка с большой охотой стали бы туда отчислять последние свои гроши, мы ж сердобольный народ…

Но вернёмся снова к цифрам. С цифрами в МинТрансе система Платон собрала по данным МинТранса 7 млрд рублей, за оставшийся до конца года семь месяцев соберут 13, так сказал Соколов. Ему, конечно, очень хочется, чтобы собранный бюджет был 20 млрд. При этом предположительно 10 млрд — это сумма, которая должна быть предоставлена концессионеру, то есть «Рт-Инвест» за ее функционирование (напоминаю, так называется принадлежащая Роттенбергу компания, отвечающая за введение и работоспособность системы Платон). Очень хочется узнать те формулы и уравнения, которые используют специалисты МинТранса при собственно математических расчётах. Министр утверждает, что система работает эффективно. Заявляли, что соберут 60 млрд, планируют 20 млрд, а собрали 8,5. И это – хорошо и эффективно? Просто поле чудес во всё той же Стране Дураков. И ни одного внятного обоснования.

Вообще, если собрать воедино и внимательно послушать-почитать все выступления министра о системе «Платон», просто волосы дыбом встают от ужаса: как же без этой замечательной системы мы жили прежде? Как же солнце по утрам вставало? «Платон» — это, как и Пушкин, солнце нашей поэзии. Наше всё.

Отдельная тема — разговор о перемещении автотранспорта на жд платформах. Этот разговор повеселил всех перевозчиков еще в декабре месяца прошлого года, и все про это забыли, но неожиданно вот уже сейчас, в середине мая, министр транспорта вспомнил про гениальную идею, и не только про неё и заявил, что Европа перевозит грузы автотранспортом на расстояние до 500 км, а дальше железная дорога, речные пути, морские, — блестящая идея, а вот интересно, рек-то в Европе судоходных – как, много?

Давайте же снова спустимся с небес, вылезем из пучин морских-речных, вернёмся на грешную землю. И просто попытаемся просчитать столь гениальное решение вот тут, на земле, в нашей общей реальности.

Грузим фуру в Санкт-Петербурге на ж/д- платформу, едем до Твери 500 км, выгружаем, потратив на это уже три дня, едем до Москвы, стоим, так как въезд закрыт днём, ждём открытия МКАД, выгружаемся, ждём ночи, переезжаем на загрузку, ждём ночи, едем до Твери, и еще два дня до Санкт-Петербурга. Итог – 8 дней пути. Экономика гениальная!

А знаете ли вы, господа из МинТранса, что средняя скорость движения состава по Транссибу, составляет 10 км/час? И что, отправив из Питера во Владивосток автомобиль на ж/д- платформе, можно реально забыть, как выглядит тот ваш автомобиль? (О прибыли в данном случае вообще лучше помолчать, тут уж траурная минута молчания – придётся в самый раз, самая что ни на есть минимизация расходов.)

Помимо всего прочего, в заявлениях министра транспорта звучат слова, о том, что раньше за дороги никто не платил и экономику никто не щипал. Простите, а как же заложенный акциз в топливе 7,8 р в литре солярки? Как же транспортный налог? Они существуют и безропотно оплачиваются нами уже не один год. Зачем и, главное, куда шли все эти сборы?! Разве не в пополнение дорожного фонда?

Каждый грузовик в год платит 40000 транспортного налога, порядком 280000 акциза с топлива за год, а уж про остальные вносы белой работы ( ИП, ООО взносы, банки, счета, лизинги) и этого всё мало?!

В транспортной отрасли много проблем, и мы готовы их озвучивать, потому что нам они видны как никому другому, изо дня в день, из года в год мы живем и взаимодействуем ровно с тем бредом, который для нас выдумывает МинТранс, но больше терпеть это мы не намерены.

Так вот очередной промежуточный итог того, что стало понятно из заявлений министра транспорта Максима Соколова:
— «Платон» соберёт средства на строительство и ремонт дорог (но из сегодняшнего заявления стало понятно, что это совсем не так)
— «Платон» выведет перевозчиков из серых схем (кого выведет, куда выведет, что такое «серые схемы» в его понимании – непонятно).
— «Платон» заставит бизнес выстраивать правильный логистический маршрут. (Вообще непонятная формулировка, по региональным трассам нам теперь ездить, что ли?)

Выводы не напрашиваются, они буквально вопиют. Похоже, МинТранс не хочет раскрывать истинных целей созданной для нужд коммерческой структуры системы. И договор концессии публиковать не хочет, и договоры с перевозчиками на оказания услуг ( их, кстати, до сих пор нет) поэтому и не заключаются.

…В наиболее тяжёлую свою годину Остап Бендер и Киса Воробьянинов увидели знаменитый на Кавказе Провал, увидели потоки туристов и по-быстрому решили брать с любопытствующих приезжих людей плату за подход к тому Провалу. Якобы на ремонт Провала, «чтоб он совсем не провалился». Классика на то и классика, что обладает даром провидения…

Создается чёткое понимание, что серые схемы не у перевозчиков, а в головах у МинТранса и РТ-Инвест. На воре шапка горит, и он эту горящую шапку так и норовит переложить со своей больной головы на здоровую. Оттачивает и укрепляет общественное мнение о «серых бандитах-перевозчиках», перескакивает с темы на тему, кивает зачем-то на опыт Германии (где, на минуточку, около 70 процентов составляет именно сектор мелкого бизнеса, который там успешен и вполне конкурентоспособен по отношению к крупным своим собратьям)…

Зачем МинТрансу всё это враньё, сплошные тени на его плетень? Кто его информаторы?? На сегодняшний день грузоперевозки — это самый нерентабельный бизнес, люди массово избавляются от фур и уходят из сферы грузоперевозок – в никуда. А за людьми этого бизнеса жены, дети, отцы, матери – огромное количество граждан нашей страны, которые сейчас живут за чертой бедности. И все это происходит из-за необдуманных решений МинТранса и правительства. Из-за необдуманных… Или же, наоборот, тщательно обдуманных, взвешенных и направленных на полное и безвозвратное разорение отечественной экономики? Не иначе, МинТранс – форвард той самой вражьей Пятой колонны, которой нас всех стращают по центральным телеканалам…

Автор — председатель ОПР, стаж работы в грузоперевозках – 25 лет
Андрей Бажутин

www.opr.ru (Сайт Объединения перевозчиков России)

Пресса о нас

Интервью, статьи, видеорепортажи о деятельности СААП

Материалы рубрики

Перевозчики отстаивают права

О диалоге перевозчиков с властями

Материалы рубрики

Мы вне работы

Фоторепортажи о соревнованиях и событиях, в которых участвуют сотрудники компаний – членов СААП

Материалы рубрики